Под конец года налоговая инспекция рассылает копии решений о проведении выездной проверки с утроенной силой. Почему? Потому, что так она успевает «захватить» три года, предшествующих году вынесения решения. Например, если решение вынесено в конце 2018 года, то проверить на выездной проверке можно будет 2015-2017 годы.
Вы читали ряд наших статей о допросах и связанных с ними рисках. Поэтому в этой статье мы поговорим об осмотре как мероприятии во время выездной налоговой проверки. Кажется, что по сравнению с выемкой документов и компьютеров осмотр не представляет особенной опасности, но это не так. Но сперва расскажем, на что обращать внимание при появлении инспекторов на пороге компании.
Как правило, налоговый орган цивилизованно высылает компаниям копию решения о выездной проверке. Но ничто не мешает инспекторам появиться на пороге компании в понедельник в 8.00, чтобы застать сотрудников врасплох. При этом у инспекторов должно быть на руках решение о проведении проверки. Поэтому
секретарь или лицо, ответственное за допуск в компанию, должны быть проинструктированы, как себя вести, если инспекторы нагрянули внезапно.
Лучше, если у ваших сотрудников будет памятка о том, как вести себя при появлении инспекторов и, что важнее, какую информацию должно содержать решение о назначении проверки. В решении должны быть указаны:
Необходимо сверить удостоверения инспекторов с теми данными, которые указаны в решении. Инспекторов, которые хотят пройти на предприятие, но не указаны в решении, можно не пускать.
Практика показывает, что некоторые нарушения суды признают несущественными. Например:
Придираться к таким вещам не стоит.
У секретаря должна быть инструкция разослать по эл.почте или мессенджерам уведомление о том, что пришли проверяющие и список того, что нужно сделать:
Зачем выходить из аккаунтов и убирать документы? Затем, что если программы на компьютере останутся работать, инспекторы изъяв компьютер могут изучить содержащуюся в нём информацию и распечатать её. Если же компьютер будет выключен, то сотрудник может отказаться заходить в важные программы, ту же 1С, под благовидным предлогом, например:
нужен временный пароль, а его надо запросить у админа, а админ работает удалённо. И как назло, в ответ на смску с просьбой прислать пароль молчит. Что поделать, зайти в 1С теперь невозможно. Увы.
Лучше, если у вас будет человек, ответственный за взаимодействие с инспекторами во время проверки.
В НК нет требования предоставить инспекторам в ходе выездной проверки отдельное помещение, поэтому действуйте, исходя из обстоятельств и своих возможностей. Помните, что обострять отношения с инспекторами причины нет. Предоставление помещения и, например, кофе будет воспринято как деловая вежливость. Это может сыграть вам на руку. Как?
Выездная проверка чревата огромными доначислениями. Инспекторы, выходя на проверку, уже провели предпроверочный анализ, и примерно представляют, какую сумму они вам в итоге доначислят. Вы можете спросить у них это, и ничто не запрещает инспекторам честно назвать вам предполагаемую сумму. Это избавит вас от муки неизвестности. Если сумма будет небольшая, то вы сможете вздохнуть с некоторым облегчением. Если сумма катастрофическая, то придётся готовиться к юридической борьбе, но выматывающая неизвестность в любом случае исчезнет.
Что может делать налоговая во время выездных проверок? Вообще много чего:
Но нас сейчас интересуют осмотры.
Налоговые инспекторы могут осматривать помещения, территории, склады, документы, компьютеры. Компьютеры — это вообще кладезь информации для доначислений. Особенно папки с названием контрагентов, где бухгалтера сохраняют первичку от имени компаний-однодневок — договор, приложения к нему, акты, счета-фактуры, товарные накладные и т.д.
По нашей практике, фиктивный документооборот с однодневками:
Исключением являются те компании, которые налогоплательщик сам создал и контролирует, используя их в своём бизнесе и формально устранив признаки аффилированности и подконтрольности. В этом случае документы готовятся бухгалтерией налогоплательщика. И чаще всего они имеются в электронном формате.
Получив доступ к электронным документам, например в формате Word или Excel, проверяющие обращают внимание на дату создания файла, имя автора и имя компьютера. Эти сведения они могут увидеть в свойствах файла.
Если документы (договор или счёт-фактура) были созданы по времени позже, чем дата в договоре или дата поставки, то по мнению инспекции документы по операции с контрагентом нереальны, и обществом создан фиктивный документооборот.
Более того, если внутренние документы и документы созданные от имени контрагента (например счет-фактура, товарная накладная) будут иметь одно и то же имя компьютера и автора, то это также укажет на создание документов от имени спорного поставщика самим налогоплательщиком.
Помощь при камеральных
и выездных налоговых проверках
Цель инспекции во время выездной — найти и зафиксировать доказательства того, что вы уклонялись от уплаты налогов. Поэтому каждый день на счету. Обратитесь к налоговому адвокату как можно раньше, чтобы защитить ваш бизнес.
Узнайте большеВ рамках осмотра компьютера инспектор может распечатывать документы из 1С. Если там есть что-то, имеющее отношение к двойной или чёрной бухгалтерии, считайте, что доначисления уже есть.
Реальная история. Компания понимает, что придёт полиция с выемкой. Полицию интересовали книги покупок и продаж в адрес контрагентов и другие документы. Компания подготовилась: убрала документы из офиса. И вот полиция приходит. Бухгалтер как сидела в программе 1С, так и осталась сидеть. Полицейские преспокойно подошли и попросили распечатать данные, которые им нужны из 1С. Бухгалтеру ничего не осталось, кроме как сделать это. Так полиция получила все данные, которые хотела: книги покупок и продаж, оборотно-сальдовые ведомости и т.д. Тут даже выемки не понадобилось. Действия полиции вполне укладываются в осмотр. Вот такие они опасные, эти осмотры.
Да что угодно:
Инспекция использует информацию, полученную во время осмотра, против компании. А чтобы доводы выглядели убедительнее для суда, составит фототаблицу, то есть сфотографирует помещения, товар и приложит фотографии к делу.
Важно, что
осмотр не оформляется решением или постановлением. То есть инспекции не нужен никакой отдельный документ для проведения осмотра, достаточно решения о назначении выездной проверки.
Однако двое понятых для осмотра всё-таки нужны. При этом ни сотрудники инспекции, ни ваши сотрудники понятыми быть не могут. Следите за тем, чтобы понятые присутствовали во время осмотра, а не просто пришли подписать протоколы.
При осмотре составляется протокол, который подписывают понятые.
Как видите, уважаемые бизнесмены, осмотр ничуть не менее опасен в плане доначислений, чем выемка. Если выемка — это «пришли, изъяли, оценили, зафиксировали», то осмотр — это «пришли, увидели, зафиксировали». Слово «зафиксировали» есть и там и там. Зафиксированную информацию используют против вас.
Инспекторы имеют право не предупреждать компанию о проведении выездной проверки. Инспекторы могут просто появиться на пороге компании, имея на руках решение о проведении проверки.
Осмотр — одно из мероприятий, проводимых в рамках выездной проверки. Важно, что начало осмотра не оформляется отдельным документом. Составляется протокол осмотра, который должны подписать понятые.
Во время осмотра инспекторы могут получить важнейшую информацию, которая ляжет в основу доначислений. В этом смысле осмотры не менее опасны, чем выемка.
При осмотре должны присутствовать понятые. Ими не могут быть ни ваши сотрудники, ни сотрудники инспекции.
Взыскание налоговой недоимки с взаимозависимого лица: условия, порядок и сроки на практике
Определение ВС РФ по делу № А40-203647/2015: двойного взыскания налогов больше не будет
Налоговая доначислила 25,4 млн руб из-за невовремя списанной дебиторки
Всё о выездных налоговых проверках: основания, порядок, «любимые» мероприятия и хитрости ФНС
Отвечает ли генеральный директор своим личным имуществом по долгам компании? Подробный ответ, актуальный на 2023 год
Недоимка по налогам и сборам: что это такое, как она выявляется, каковы порядок и сроки взыскания, когда она будет списана