Жёсткие диски, серверы и флешки — с точки зрения налоговой, это самое интересное, что есть у налогоплательщика в офисе. Ведь на этих носителях информации часто есть всё, что надо для доначислений — масса информации о компании, возможно, даже документы, составлявшиеся от имени контрагента.
Есть проектно-строительная компания. ФНС провела выездную проверку и заподозрила её в создании фиктивного документооборота и нереальных сделках, чтобы уменьшить налог на прибыль и возмещать НДС.
В рамках выездной проверки инспекция провела выемку. В числе прочего был изъят системный блок с жёстким диском, на котором обнаружили в формате файлов Word и Excel:
по взаимоотношениям проверяемой компании и её контрагента. По мнению ФНС, это говорит о создании фиктивного документооборота.
Компания заявила, что справки КС-2 и КС-3, товарные накладные и другие первичные документы от имени поставщика — это проекты, которые использовались во время согласования условий работы.
Компания подчеркнула, что документов, которые должны подписываться контрагентом в одностороннем порядке (счетов на оплату, счетов-фактур), на компьютере не было. Это принципиальный момент, ведь если бы компания действительно создала фиктивный документооборот, то она составила бы и те документы, которые контрагент должен подписывать самостоятельно.
Однако, инспекция проанализировала свойства файлов в формате Word и установила, что внутренние документы компании, например, заявление на отпуск юриста проверяемой компании и первичные документы от имени контрагента, обнаруженные на жестком диске, имеют общего автора — Ирину. Таким образом, по мнению инспекции, контрагент не присылал на согласование документы. Первичные документы были созданы от имени контрагента на одном из компьютеров налогоплательщика.
Суд не прислушался к аргументам компании и сделал вывод о создании налогоплательщиком фиктивного документооборота. Было доначислено около 80-ти млн руб.
Конечно, суд оценивает доказательства в совокупности. Не только информация с компьютера привела к доначислением. Но если бы в руки инспекторов не попал жёсткий диск, то компания, скорее всего, избежала бы доначсилений, так как это были самыми сильными аргументами налоговой.
Из примера выше очевидно, что выемки электронных носителей информации — это очень опасно, потому что выемка даёт инспекции массу информации. Разберёмся в теме выемки подробнее.
Выемку регламентирует ст. 94 НК РФ. Но оснований выемки там нет. На практике выемку электронных носителей информации проводят, чтобы доказать, что компания создала фиктивный документооборот и получает необоснованную налоговую выгоду, как и произошло в примере выше.
Судебная практика говорит о том, что оспорить постановление о проведении выемки не получится. И неважно, что налогоплательщику эти основания неясны.
Сотрудники налоговой, указанные в постановлении о проведении выемки, которые должны предъявить постановление налогоплательщику. Если предпроверочный анализ показывает, что сумма неуплаченных налогов тянет на уголовное дело, привлекут сотрудников правоохранительных органов.
Должны присутствовать два понятых и представители налогоплательщика, которые могут привлечь адвоката.
По закону инспекторы должны в офисе составить протокол выемки, перечислить, описать в нём все изъятые предметы и документы, упаковать и опечатать с подписями уполномоченного лица налогоплательщика и понятых. На практике по другому.
На практике изъятые электронные носители, например, ноутбуки или системные блоки компьютеров должным образом не опечатываются, что позволяет изменить их содержимое.
Все, в которых может содержаться интересующая их информация:
Лучше всего постоянная профилактическая работа с информацией и её носителями. Однако можно успеть обезопасить данные и после получения решения о назначении выездной проверки.
Адвокатская защита руководителей и собственников бизнеса
У нас есть собственная методика комплексной защиты топ-менеджеров, учредителей и бенефициаров бизнеса. Они сводит к минимуму риск привлечения к налоговой, уголовной и субсидиарной ответственности.
Узнайте большеНужно:
Если инспекция решила провести выемку электронных носителей информации, она это сделает. Практика показывает, что оспаривать постановление о выемке почти бессмысленно, как и её результаты.
Единственный способ обезопасить информацию во время выемки — организовать работу компании так, чтобы этой информации в офисе не было.
У инспекции есть 2 года на взыскание недоимки. И ни днём больше
Начнёт ли ФНС массово «трясти» бизнес, привлекающий ИП к работе?
Детально рассказываем, как мы готовим компании к выездным проверкам
Сроки камеральной налоговой проверки в 2023 году
Как инспекция доначисляет миллионы, подменяя заключение эксперта мнением специалиста?
Разрывы в декларации по НДС: как отбиться от комиссии инспекции и не нарваться на выездную проверку