Многие адвокаты готовы сопровождать руководителей компаний на допросы в ФНС. Проблема руководителя в том, что сопровождению на допрос должна предшествовать комплексная подготовка к нему. Но технологией этой подготовки владеет очень малое число адвокатов.
Допросы — важная составляющая налогового контроля. Допросить свидетеля (директора, топ-менеджера, главного бухгалтера, кладовщика, водителя) могут:
В последние пару лет налоговая завела новую опасную практику. Компания подаёт налоговую декларацию. ФНС её не принимает (или даже обнуляет), причём причину такого решения не поясняет. «Пусть придёт директор, с ним и поговорим» — заявляют сотрудники налоговой по телефону. Это выливается в блокировку счёта компании, но речь сейчас не об этом.
Директор вынужден идти в налоговую, где он попадает на комиссию по непринятым или обнулённым декларациям. Там ему, по сути, устраивают допрос, хотя юридически это не допрос. При этом на комиссии могут присутствовать замначальника инспекции и начальники отделов инспекции. Цель этого мероприятия — выявить номинальных директоров.
Если ответы директора покажутся инспекторам нечёткими, неуверенными, то декларацию не примут, а директора вызовут уже на «настоящий» допрос.
Зачем вам это знать? По двум причинам:
Почему так происходит? Потому, что директор пошёл в инспекцию неподготовленным. А что понимать под подготовкой и как она должна проходить, читайте ниже.
По сопровождению на допрос в Москве сложилась практика, которую мы считаем порочной. Почему?
Во-первых, налоговое законодательство и практика по нему сложны и запутанны.
По-настоящему эффективно защищать директоров в сфере налогов могут те адвокаты, которые на налогах специализируются. Это тот случай, когда специализация адвоката действительно важна. Адвокату, который не имеет налоговой специализации и занимается правовой помощью по разным категориям уголовных дел, будет крайне трудно защитить директора на допросе в ФНС.
Во-вторых, услуга сопровождения зачастую заключается просто в… присутствии адвоката. Как это выглядит?
Адвокат встречается с руководителем, которого вызвали на допрос, за 15 или за 30 минут до допроса. Проводит краткий инструктаж: напоминает, что Конституция разрешает не свидетельствовать против себя, призывает вести себя уверенно и не бояться. За полчаса сделать большее просто невозможно.
Далее руководитель и адвокат идут на допрос. Адвокат сидит рядом с директором, который пытается ответить на вопросы инспектора. Сам же адвокат не принимает участия в происходящем: он не имеет права отвечать за директора.
Получается, что участие адвоката заключается просто в физическом присутствии, в сидении рядом. По сути он не оказывает директору никакой поддержки. Оказать реальную поддержку можно только вникнув в ситуацию, в которой оказался директор или компания, затем спланировать тактику действий на разрешение возникшей проблемы, после этого надо снабдить директора нужной информацией и поддержать его морально. Но, встречаясь первый раз за полчаса до допроса, сделать это невозможно.
Поэтому даже реальный директор в такой ситуации может показаться номиналом.
Важно: участие адвоката в допросе налоговым инспектором свидетеля (директора, учредителя, топ-менеджера) не должно заключаться просто в присутствии, потому это бессмысленно и никак не помогает директору.
Что же должен делать адвокат, чтобы помочь руководителю компании доказать свою реальность и, как следствие, решить проблемы с налоговой?
К любому контакту директора компании с налоговой нужно готовиться. Тем более, к такому важному контакту, как допрос.
Что такое эффективная подготовка к допросу? Это такая подготовка, после которой директор готов ответить на 95% вопросов инспекторов. Именно так директоров готовят в адвокатском бюро «Налоговые адвокаты». Именно такой она и должна быть.
Методика подготовки к допросу состоит из трёх элементов:
Понимание проблемы и подготовка по списку вопросов. На практике это выглядит так: вызванный на допрос директор звонит в «Налоговые адвокаты» и рассказывает ситуацию. Мы проводим экспресс-оценку ситуации: как можно выйти из ситуации и что для этого нужно. Экспресс-оценка может проходить во время личной встречи в офисе или по телефону.
У нас есть список вопросов, которые инспекторы задают в такой ситуации директорам, главбухам, топ-менеджерам, бригадирам и т.д. С учетом возникшей проблемы, мы оперативно корректируем список и передаём его директору, чтобы он (вероятно, при участии других топ-менеджеров, например, главного бухгалтера) освежил в памяти факты о своей компании. Например:
Результат этапа: директор владеет всей нужной информацией о работе компании и готов ответить на 95% вопросов инспекторов.
Проверка готовности свидетеля к допросу. Свидетель знает, как отвечать на вопросы инспектора. Но сможет ли он применить это знание на самом допросе? Чтобы максимально повысить шансы директора, адвокат проводит «тестовый допрос».
Иными словами, он «допрашивает» директора так, как это будет делать налоговый инспектор. При этом присутствует элемент неожиданности: адвокат может (как и инспектор) задать вопрос, которого нет в перечне вопросов инспектора. Так проверяется, насколько директор погружён в деятельность компании и насколько он готов к стрессовым моментам на допросе.
Результат этапа: директор психологически и эмоционально готов к допросу. В совокупности с тем, что он знает, как и что отвечать, это почти гарантирует, что допрос пройдёт благополучно.
Сопровождение на допрос + психологическая подготовка. В день допроса руководитель компании и адвокат встречаются за некоторое время до самого допроса. Адвокат предупреждает директора, что перед допросом к нему может подойти начальник отдела или его зам и начать пугать доначислениями, уголовным делом и реальным сроком. Это происходит, разумеется, до допроса, чтобы «выбить почву» у директора из-под ног и создать для него дополнительный стресс. Но благодаря подготовке, которую директор к этому времени уже прошёл, он знает, как относиться к таким заявлениям.
Во время самого допроса, где 95% вопросов директору уже знакомы благодаря подготовке, адвокат и директор пользуются заранее оговоренной системой тайной коммуникации.
Если директор начинает излишне подробно отвечать на какой-то вопрос, адвокат подаёт сигнал, что нужно «закругляться» с ответом. Также адвокат может попросить инспектора уточнить какой-либо двусмысленный вопрос и т.д.
Важно: результатом такой подготовки к допросу становится: во-первых, глубокая информированность руководителя о работе его компании, во-вторых, готовность ответить на 95% вопросов, а в-третьих, готовность к стрессовым ситуациям. Например, к неожиданным вопросам инспектора или «прессингу» со стороны начальника отдела.
Директор работающей компании постоянно занят решением множества вопросов. Поэтому нет ничего удивительного, если какой-то факт о компании, поставщиках, контрагентах, зарплатах, численности сотрудников и операторах связи вдруг вылетит из головы на допросе. Только вот налоговый инспектор обратит внимание, что директор не смог ответить на простой вопрос о его компании.
В этом случае, адвокат может по ходу допроса помочь директору с ответом или скорректировать неправильный (неполный) ответ.
Но наиболее важной частью допроса является изучение уже составленного протокола перед его подписанием. Именно этот документ будут пристально изучать проверяющие перед тем, как сделать свои выводы о компании. Поэтому при изучении всего протокола адвокат обращает внимание на общий смысл документа, а также на конкретные обстоятельства деятельности компании. Если инспектор написал что-то не так, то адвокат заявляет инспектору о необходимости внести изменения в протокол.
Таким образом, директору обеспечена «многоуровневая» поддержка: подготовка по списку вопросов, психологическая подготовка и сопровождение на допрос, в ходе которого адвокат в разумных пределах может напомнить директору факты, которые тот из-за загруженности и стресса подзабыл.
Ни один, даже самый реальный директор, не может без подготовки ответить на вопросы инспекции. Вопросы такие, что директор, если по-честному, и не обязан помнить ответы на них. Например, спрашивают, каким оператором связи для сдачи отчётности пользуется компания? Как вы получали ключи для работы с этим оператором? Какова сумма реализации за такой-то период?
Реальный директор постоянно погружён в бизнес-процессы, а они быстро меняются. Ненужная информация забывается. Какой реальный директор через, например, три года вспомнит, как он получал ключи для работы с оператором связи и привозили ли ему эти ключи в офис?
Поэтому даже самого реального директора могут принять за номинального.
Также, по результатам допроса инспекция зачастую просит скорректировать налоговые обязательства, доплатив суммы налогов в бюджет.
В противном случае это может повлечь серьезные последствия как для компании, так и лично для директора:
В отношении компании, директора которой допрашивали, могут внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений об учредителе/директоре. Это влечёт огромные проблемы и для компании, и для её контрагентов.
И конечно, у инспекторов возникают вопросы к заказчикам компании, директор которой не смог ответить на все вопросы. Ведь по мнению инспекции контрагенты работали с технической компанией. Ваших заказчиков попросят восстановить вычеты по НДС в связи с приобретением у вашей компании товаров, работ, услуг.
Важно: мы хотим, чтобы вы прониклись идеей того, что допрос — это очень ответственное мероприятие. После допроса инспектор делает далеко идущие выводы и о компании, и о её директоре. Поэтому директорам не нужна формальная услуга сопровождения и присутствия на допросе. Директору, который хочет доказать свою реальность, нужна комплексная услуга подготовки к допросу.
Допросы проводятся при разных мероприятиях налогового контроля: камеральных, выездных, встречных проверках. Также инспекция может «заманить» директора на допрос с помощью непринятия или обнуления налоговой декларации.
На допросе даже реальный директор может создать впечатление номинала и «засыпаться», если он идёт на допрос без соответствующей подготовки.
Формальное присутствие адвоката на допросе никак не помогает директору. Отсиживание адвокатом времени — это не помощь.
Эффективная помощь директору на допросе — это комплекс мероприятий. Он включает подготовку к допросу, проверку готовности и собственно само сопровождение на допрос.
Если вам предстоит визит в налоговую инспекцию, обращайтесь в «Налоговые адвокаты». Мы оценим степень риска, возможные последствия для вас и вашей компании и найдём безопасный для вас способ решения проблемы.
80 вопросов, которые точно зададут директору и сотрудникам в налоговой + примеры, как надо отвечать. Актуально на 2023 год
ФНС и Следственный Комитет объяснили, как правильно сажать бизнесменов за неуплату налогов
Нюансы подготовки свидетеля к допросу в налоговой
Как подготовить офис и сотрудников к внезапному приходу людей из «органов», чтобы они ушли ни с чем
Что делать, если в 2023 году вас приглашают для дачи пояснений или на допрос в ФНС?
Почти все директора совершают эту ошибку во время выездной налоговой проверки. Её цена в среднем 74 млн руб