Бывают выездные и камеральные налоговые проверки. Среди предпринимателей есть мнение, что камеральные проверки безобидны. На самом же деле камеральные столь же опасны, как и выездные уже хотя бы потому, что камеральная проверка может стать причиной выездной.
В этой статье мы расскажем о том, как это может произойти.
В 4-м квартале 2017 года ФНС выпустила инструкцию, в которой прописано взаимодействие отделов ФНС разных уровней (территориальных, управлений по субъектам, межрегиональных инспекций по федеральным округам и межрегиональной инспекций ФНС). Речь идёт об обмене информацией в ходе камеральных проверок при «сложных» расхождениях.
Что за сложные расхождения?
Это разрывы или расхождения в декларациях по НДС у цепочки контрагентов. Практика показывает, что расхождения есть у большинства налогоплательщиков. Возможно, что и у вас.
Как вы знаете, на службе ФНС находится система АСК НДС-2 и её «надстройка» СУР АСК НДС-2. Представим: АСК НДС-2 «заметила», что покупатели представили декларации по НДС, и данные в декларации расходятся с декларацией (книгой продаж), которую представил продавец.
Информация об этом передаётся в УФНС по субъектам и налоговые подразделения по федеральным округам. Также информация передаётся в территориальные инспекции, где зарегистрированы покупатели.
После этого начинается глубокая камеральная проверка: процесс запущен.
Итак, территориальные ФНС начинают раскручивать «схему». Чтобы эта цель была достигнута, они должны:
Налоговики ищут бенефициара схемы. Вероятно, именно он и попадет под выездную налоговую проверку. А это, согласитесь, далеко не самая приятная перспектива.
Дальше налоговая выносит заключение.
В нём описывается смеха по уклонению от налогов (мы же помним, что ФНС смотрит на налогоплательщика как на преступника), участники схемы, их роли, анализ первичных документов, перечень проведённых мероприятиях налогового контроля, указание на подконтрольность и согласованность действий участников «схемы» и другое.
На основании заключения налоговая «попросит» подать уточнённую декларацию по НДС. То есть доплатить НДС.
Если налогоплательщик отказывается, это влечёт выездную налоговую проверку. Как вы понимаете, это крайне неприятная для компании вещь.
Информация о налогоплательщике и его покупателях, которой оперируют территориальные ФНС, спускается им «сверху» — от межрегиональной инспекции ФНС по камеральному контролю. Таким образом, старые схемы когда компания была на «абонентке» в инспекции или «там можно договориться» уже могут не сработать, т.к. вопрос находится на контроле.
В некоторых ситуациях инспекторы могут передать информацию в правоохранительные органы и ОЭБиПК для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела. Это также зачастую стимулирует налогоплательщика доплатить налог.
Если налогоплательщик отказывается подавать уточненную декларацию, то вскоре ФНС придёт с выездной налоговой проверкой. Таких случаев уже предостаточно.
Необоснованная налоговая выгода: понятие, статья 54.1 НК и последствия для компании и директора
401-ФЗ и 488-ФЗ: два гвоздя в крышку гроба бизнеса
Дело Красноярского завода цветных металлов. Верховный Суд разворачивает практику лицом к бизнесу?
Дело Универсам 11: компания сохранила 300 млн руб благодаря медлительности инспекции
Что делать, если инспекция вдруг вынесла решение по старому-старому акту выездной проверки?
Революция в налоговой реконструкции: ФНС определилась, когда компании смогут получать вычет НДС и уменьшать налог на прибыль