Перейдите по ссылке и отправьте платеж.

В качестве карты получателя укажите:  ХХХХ
СТРАНИЦА ОПЛАТЫ ×

Как ликвидировать компанию без выездной налоговой проверки? Рекомендации практикующих налоговых адвокатов

Уголовное преследование  -  Налоговые проверки  -  Подготовка к допросу  -  Оптимизация налогов

04.09.2019

Закажите  БЕСПЛАТНУЮ  консультацию  адвоката прямо сейчас!

За последний месяц к нам обратились две компании, получившие решение о назначении выездной налоговой проверки после того, как они уведомили налоговую о ликвидации. Как избежать подобного? Как закрыть компанию без выездной налоговой проверки? Как налоговая решает, назначать выездную проверку в отношении ликвидируемой компании или нет? 

Что сказано в законе о выездной налоговой проверке при ликвидации компании?

Инспекция вправе назначить выездную налоговую проверку при ликвидации компании. При этом неважно, когда была предыдущая выездная проверка. Проверяются 3 года, предшествовавшие году вынесения решения о проверке. Так сказано в п.11 ст. 89 НК РФ. 

Например, если выездная проверка назначена в октябре 2019 года, то инспекция может проверить 2018, 2017, 2016 годы и промежуток с января по сентябрь 2019 года. 

Обратите внимание, что налоговая лишь может назначить выездную налоговую проверку при ликвидации компании. Но не обязана это делать. На практике руководитель ИФНС или его зам решают, назначать выездную налоговую проверку в отношении компании или нет. 

И вот здесь мы подходим к самому интересному. 

От чего на практике зависит, будет выездная проверка при ликвидации компании или нет?

С точки зрения налоговой, ликвидация компании —  это самое время взять с неё неуплаченные налоги, если она недоплатила налоги в процессе своей деятельности. 

С 28 июня 2017 года у кредиторов, в том числе налоговой инспекции, есть юридическая возможность взыскивать долги ликвидированных компаний с её учредителя, директора, членов совета директоров, управляющей компании и так далее. Разумеется, при условии, что эти лица действовали недобросовестно и неразумно и нанесли ущерб кредиторам. Однако юридически взыскивать долги компании с контролирующих лиц сложнее и дольше, чем с самой компании. К тому же есть риск, что взыскать долг с контролирующих лиц не получится. Поэтому оптимальным для налоговой представляется вариант, если она подозревает, что компания мухлевала с налогами —  провести выездную налоговую проверку и взыскать деньги с компании по ее результатам. 

У инспекции есть критерии, по которым она отслеживает компании, которые, возможно, недоплатили налоги в процессе своей деятельности. Что это за критерии? 

Сделки с подозрительными контрагентами. Подозрительными контрагентами налоговая считает компании, которые не могли выполнить сделку. Если у компании нет офиса, работников, материальных ресурсов, склада, то, по мнению налоговой, это подозрительный контрагент.

Разрывы по НДС. Когда одна компания (заказчик) купила у другой компании товар или услугу и приняла к вычету НДС, а компания-продавец этот НДС в налоговой отчетности не отразила и не уплатила, образуется разрыв по НДС. Налоговая видит эти разрывы с помощью системы АСК НДС-2.

Налоговая нагрузка. Налоговый орган отслеживает налоговую нагрузку по субъектам Российской Федерации. Если ваша компания платит меньше налогов, чем в среднем в этом же регионе другие аналогичные компании, что налоговая насторожится. 

Рентабельность по отрасли. Если деятельность компании менее рентабельна, чем у компаний из этой же отрасли в этом же регионе, то налоговая опять же насторожится. Не скрывает ли компания часть доходов? 

Возмещение НДС за последние 3 года. Фискалы вообще очень настороженно относятся к попыткам компании возместить НДС из бюджета. И при ликвидации компании они будут смотреть, возмещала ли ваша компания НДС. Если возмещала, то проверка при ликвидации вам гарантирована.

Опасное приближение к лимитам на специальных режимах. Например, доход на упрощёнке должен быть меньше 150 млн руб в год; если компания зарабатывает больше, то она с упрощёнки слетает. Налоговая насторожится, если ваша компания зарабатывает, например, 145, 146 и так далее мил руб в год. 

Убытки в бухгалтерской и налоговой отчётности за несколько налоговых периодов. Если компания не зарабатывает, то как она может продолжать работать? 

Расходы росли быстрее доходов. Инспекция считает, что что расходы и доходы компании должны расти пропорционально. Если расходы растут быстрее, чем доходы, то инспекция подозревает, что компания скрыла часть доходов, чтобы платить меньше налогов. 

Миграция между инспекциями. Налоговая посмотрит, сколько раз за последние 3 года компания переезжала с одного адреса на другой, меняя при этом инспекцию. Налоговая считает, что иногда мигрирующая компания пытается затруднить для инспекции сбор информации о себе. Таким образом, компания что-то скрывает. 

Займы от взаимозависимых компаний. Инспекция вообще очень настороженно относится к какой бы то ни было работе с взаимозависимыми компаниями. 

Если по совокупности критериев инспекция решит, что компания, скорее всего, уклонялась от уплаты налогов и проведение выездной налоговой проверки целесообразно, то выездная проверка будет назначена. Но опять же, присутствует большое количество случайных факторов, которые невозможно предугадать, например, загруженность сотрудников инспекции, какие-то внутренние перестановки. Элемент случайности всегда есть. 

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки при ликвидации компании до минимума?

Наша практика показывает, что оптимальный вариант —  не ликвидировать компанию, а поступить следующим образом.

После того, как компания активно отработала и по её расчётному счёту прошли солидные суммы, надо снизить обороты и года два-два с половиной посдавать нулевки. 

Почему обороты нужно снижать постепенно и нельзя сразу начинать сдавать нулёвки? Потому, что инспекцию очень настораживает такая ситуация: в прошлом отчетном периоде по счёту компании прошли многомиллионные суммы, а теперь компания вдруг начала декларировать нулевые обороты, и налоговая нагрузка резко упала (падение налоговой нагрузки — важный критерий для инспекции).  В инспекции возникнет вопрос, что произошло с бизнесом?

Инспекция может проводить выездную за последние 3 года. Если вы два или два с половиной года будете сдавать нулевки, инспекция увидит, что в течение этих двух или 3-х лет ей «ловить нечего». Таким образом, риск назначения выездной налоговой проверки в отношении компании будет сведен к нулю. 

После того, как вы посдаёте нулевые налоговые декларации, ликвидировать компанию вовсе не обязательно. Её можно продать или возобновить работу через неё. 

Выводы

Инспекция может назначить выездную налоговую проверку при ликвидации компании. Но она не обязана это делать. В каждой конкретной ситуации инспекция индивидуально решает, назначать выездную или нет. 

У инспекции есть критерии, по которым она оценивает, целесообразно назначение выездной проверки или нет. Если по совокупности критериев инспекция сочтет, что компания уклонялась от уплаты налогов, то с большой долей вероятности выездная будет назначена. 

Есть смысл вообще не закрывать компанию после того, как она активно отработала. После того, как по счёту компании прошли солидные суммы, логично плавно снизить обороты, довести обороты до нуля и в течение двух или трёх лет сдавать нулевые налоговые декларации. После этого компанию можно продать или продолжать самостоятельно работать через неё. 


Понравилась статья?
Не забудьте поделиться.

Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений

+7 (499)283-80-20 +7 (499)375-05-12

Напишите нам письмо

Спасибо за обращение, ваша заявка отправлена!
Oops! Something went wrong while submitting the form
+7(499) 283-80-20 +7(499) 375-05-12
( Viber, WhatsApp )
nalogadvocat@gmail.com
Москва, м. Третьяковская
Большая Ордынка, 29 стр. 1
nalogadvocat Контакты

Получить консультацию адвоката

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Политика конфиденциальности

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
— автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
— блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
— информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
— обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
— обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
— оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
— персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
— предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
— распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
— трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
— уничтожение персональных данных — действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
— законности и справедливой основы;
— ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
— недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
— недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
— обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
— соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
— недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
— обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
— уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
— обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
— обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
— обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
— осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);
— осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
— субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
— персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
— обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
— обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
— обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность — биометрические персональные данные — могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»  при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);
— обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
— обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
— наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
— исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
— назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
— ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
— ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
— организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
— определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
— разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
— использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
— проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
— разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
— регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
— использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
— применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
— организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
Закрыть окно