Всегда есть риск, что контрагент подведёт и не сможет выполнить то, о чём вы с ним договорились. Не построит дом, не привезёт товары, не сможет оказать услуги.
Причины провала могут быть разными: недостаток опыта, отсутствие достаточного числа сотрудников или техники.
Должная осмотрительность — это проверка компании, с которой вы заключаете договор, на способность этот договор исполнить. Есть ли у неё нужная техника? Достаточно ли работников? Есть ли у них соответствующее образование? Сколько лет она существует на рынке? Кто директор?
Если вы убеждаетесь, что все хорошо, и потенциальный контрагент сможет исполнить то, о чём вы с ним договариваетесь, то вы проявили должную осмотрительность при выборе контрагента. Убедились, что он не подведёт (или свели этот риск к возможному минимуму).
Казалось бы, проверка контрагента — это дело компании, которая с этим контрагентом собралась подписывать договор. Хочешь — проверяй, не хочешь — не проверяй. Но нет.
С 2006 года налоговая и суды (знаменитое Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды») стали требовать, чтобы бизнес проверял своих контрагентов. Зачем это налоговой? Затем, что бизнес пытается экономить налоги, заключая договоры с техничками (однодневками). А техничка — это компания, проверка которой однозначно покажет, что заключать с ней договор нельзя. В 2006 году у техничек были массовые директора и адреса регистрации, не было сотрудников и техники — в общем, даже малейшее проявление должной осмотрительности показало бы, что это компания-пустышка.
Но договор-то с ней был заключён. А значит, вы не проявили должную осмотрительность. Виновен! Доплатите налоги по сделкам с контрагентом-пустышкой, потому что вы не проявили должную осмотрительность.
В 2006 году, чтобы проявить должную осмотрительность, было, как правило, достаточно формальных действий:
Ездить в цех контрагента, чтобы узнать, на каком оборудовании он работает и выяснять, какое образование получили его сотрудники, никто тогда не требовал.
Но инспекция была нацелена на то, чтобы уничтожить компании-однодневки, а для этого требовалась постоянно «поднимать планку» проявления должной осмотрительности. Ведь технички быстро учились мимикрировать под реальные компании, которые могли пройти тест на должную осмотрительность.
Появлялись все новые судебные акты и письма ФНС, в которых список того, что должен сделать бизнес, чтобы должная осмотрительность считалась проявленной, менялся, расширялся, уточнялся.
В какой-то момент возник термин «коммерческая осмотрительность». Это в каком-то смысле «апгрейд» должной осмотрительности. Под коммерческой осмотрительностью понимают изучение не формальных данных о контрагенте, а самых что ни есть реальных, имеющих самое прямое отношение к возможности качественно исполнить сделку — изучение его репутации, оценка квалификации сотрудников и т.д.
10 марта 2021 года ФНС выпустила Письмо, в котором признала налоговую реконструкцию и рассказала, что теперь следует понимать под должной коммерческой осмотрительностью.
Мы считаем, что стандарт коммерческой осмотрительности, прописанный в этом Письме, закрепится надолго, так что читайте внимательно.
Итак, чтобы должная осмотрительность считалась проявленной, нужно проверить:
А если заключается дорогая важная сделка (покупка недвижимости, например), то надо ещё и изучить историю взаимоотношений предшествующих собственников.
Вы должны:
Вот что вы должны делать, чтобы в глазах налоговиков быть кристально, безупречно добросовестным налогоплательщиком, проявившим коммерческую осмотрительность.
О «деле Звездочки» мы писали в этой статье. Кратко напомним.
Бизнес заключает самые разные сделки. Некоторые из них — обыденные, привычные, мелкие. Другие — «сделки века» — очень важные, дорогие, которые будут иметь для бизнеса огромное значение.
Проявлять должную осмотрительность при заключении мелких сделок и важных сделок надо в разном объёме. Для мелкой сделки можно особо не «копать» информацию о контрагенте. А вот при заключении «сделки века» контрагента надо изучить от и до.
Список действия для проявления коммерческой осмотрительности выше — это список скорее для «сделок века». Когда вы заключаете какую-то не особо существенную сделку, проверять контрагента досконально не надо.
Чек-лист выше — сокращённый. Но вы можете получить исчерпывающий чек-лист по проявлению должной коммерческой осмотрительности и Регламент проявления должной осмотрительности (со всеми необходимыми документами для его внедрения в вашей компании и приложениями) у нас. Регламент — это документ, который снимает все вопросы о проявлении вами должной осмотрительности.
Сейчас почти каждое требование о предоставлении документов (информации) или каждый допрос в налоговом органе содержит в себе вопросы о проявлении должной (коммерческой) осмотрительности. В зависимости от того, как вы ответите на эти вопросы во многом будет зависеть чем закончится проверка со стороны налоговой инспекции.
В нашей компании разработаны целые Положения о проверке контрагентов, которые снимают претензии инспекции о непроявлении должной осмотрительности.
Тематические налоговые проверки и чем они опасны для бизнеса
Как проявить и доказать должную осмотрительность при выборе контрагента? Рекомендации из практики
Как выиграть суд, если ваши 5 контрагентов с признаками однодневок?
Не проверил контрагента? Готовь миллионы
Как ФНС проигрывает в судах?
Должная коммерческая осмотрительность при выборе контрагента. Актуально на середину 2023 года