Бизнес обязан проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов, то есть узнать о них как можно больше на момент заключения договора. А у кого сейчас вся информация об всех компаниях в стране? У налоговой. Логично узнавать подноготную контрагентов у неё. Это в какой-то степени снимает с налогоплательщика ответственность: если уж всевидящая и грозная налоговая не смогла распознать недобросовестную компанию и заблокировать её деятельность, то чего можно хотеть от бизнеса? И несмотря на то, что информирование налогоплательщиков — это прямая обязанность инспекции, получить от неё информацию не так просто, как кажется.
Прошла выездная налоговая проверка компании «Глобалгазинвест», был составлен акт. Готовясь отвечать на него, компания запросила у налоговой информацию о трёх своих контрагентах. Спрашивала:
Основания для беспокойства у Глобалгазинвеста были: один из контрагентов несколько лет назад ликвидировался, два других недостоверны по разным основаниям, большие вопросы по отчетности и балансу, двумя контрагентами руководит один директор.
Помощь при камеральных
и выездных налоговых проверках
Цель инспекции во время выездной — найти и зафиксировать доказательства того, что вы уклонялись от уплаты налогов. Поэтому каждый день на счету. Обратитесь к налоговому адвокату как можно раньше, чтобы защитить ваш бизнес.
Узнайте большеКомпания мотивировала запросы тем, что ей надо подготовить обоснованные ответы на акт проверки, а в Интернете этой информации нет или она на текущую дату, а нужна — в период работы Глобалгазинвеста с контрагентами.
Ту информацию, которую требовал Глобалгазинвест, налоговая должна была разместить в Интернете на своём официальном сайте совершенно открыто (п.1.1. ст.102 НК). И предоставлять эту информацию по запросам фирм она не обязана — зачем, если все можно самим на сайте посмотреть? И даже специальный сервис для этого есть «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».
Только вот нужной информации об интересующих компанию контрагентах налоговая не разместила. Причём она этого не отрицала. Получается, она говорила налогоплательщику «я не дам вам информацию, потому что должна была разместить её в Интернете, и тот факт, что не разместила, ничего не меняет. Смотрите в „Рисках бизнеса“. Там пусто, но вы все равно смотрите».
Глобалгазинвест пошёл в суд. Первая инстанция отказала, но апелляция решила, что бизнес в этом споре прав.
Компании могут искать какую угодно информацию любым способом. В том числе они имеют право получить от госорганов и муниципалитетов информацию, которая:
Есть налоговая, коммерческая и другие виды тайн, но та информация, которую запрашивал Глобалгазинвест, тайной не является (пп.3,10,11 п.1 ст.102 НК). Напротив; эту информацию налоговая должна была разместить на своём сайте. Она этого не сделала.
Инспекция действительно не обязана предоставлять эти данные компаниям по запросу. Но она же не разместила их на сайте. Получается, что права компании нарушены: она имеет право получить информацию, но информации нет.
Суд признал незаконными отказы налоговой дать информацию о контрагентах. Если хотите почитать сами, то вот реквизиты: Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17АП-6867/2021-АК по делу № А50-17/2021.
Налоговая заявляла, что компании надо было смотреть информацию в «Рисках бизнеса» раньше, до заключения сделок. Суд этот довод не принял:
Доводы ответчика о том, что с запрошенными сведениями в силу их ограниченного срока размещения необходимо было знакомиться до заключения гражданско-правовых сделок с контрагентом, судом не принимаются, поскольку данная возможность не влияет на обязанность налогового органа предоставить испрашиваемую информацию в отсутствие ее в свободном доступе.
Решение АС Пермского края от 28.07.2021 по делу №А50-19906/20.
Также налоговая заявляла, что компания могла получить нужную информацию, ознакомившись с материалами выездной проверки. Суд на это ответил, что из дела это не следует. Ничто не подтверждает, что руководителю компании были известны запрашиваемые данные о контрагентах.
Налоговая обязана размещать на сайте ФНС России информацию о всех компаниях в специальном сервисе — «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»;
Компании могут запросить у налоговой информацию, которой в «Рисках бизнеса» нет, в том числе информацию, которая изначально не предусматривалась к размещению. Компании запрашивают эту информацию, чтобы проверить добросовестность контрагента, то есть в целях проявления должной коммерческой осмотрительности.
Налоговая не имеет права отказать в предоставлении такой информации.
Если вы получите от инспекции информацию о контрагенте в целях проявления должной осмотрительности, то ваши налоговые риски существенно снизятся.
Мы много лет практикуем этот инструмент проверки контрагента и рекомендуем нашим клиентам также использовать его.
Что делать, если ФНС выдумывает доказательства против компании?
Как однодневка хотела обманом отсудить 6 млн руб у контрагента
Расплата за схемы с самозанятыми близка: налоговая дала понять, что скоро пойдут доначисления за подмену трудового договора договором с самозанятыми
У инспекции есть 2 года на взыскание недоимки. И ни днём больше
Контрагент подал «нулевую» уточнённую декларацию за прошлые годы. Или кто-то подал её от имени контрагента. Что делать? Актуализировано на 2023 год
Важный обзор практики по специальным налоговым режимам от Верховного суда. Первая часть