Возить документы в налоговую грузовиками больше не придётся?

12.11.2020

Налоговая долгое время практиковала запрос большого количества документов вне рамок налогового контроля на основании п 2. ст. 93.1 Налогового кодекса. Непредставление документов грозило штрафом. Шансы оспорить такие требования в суде были минимальны. Однако теперь создан судебный прецедент, подтверждающий незаконность действий налоговиков. 

Новое судебное решение может положить конец истребованию огромного объёма документов вне рамок выездных или камеральных проверок

Предположим, инспекция анализирует деятельность налогоплательщика до проведения выездной проверки (предпроверочный анализ). Для этого служба пользуется собственными ресурсами и получает необходимые данные с лёгкостью. Но в суд с этими сведениями не пойдёшь, собранную информацию нужно ещё подкрепить доказательной базой. Тут не обойтись без истребования документов, поскольку документы — это одно из излюбленных доказательств инспекции. 

На основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ фискалы не стесняются запрашивать такое количество материалов, что их, порой, приходится привозить грузовиками. Не спасает положения и подача документов через ТКС, объем работы всё равно колоссальный. Да и электронные письма в адрес инспекции ограничены по объему информации. 

Самое главное, что согласно п.2 ст.93.1 НК у инспекции нет права требовать огромное количество документов. Она может требовать документы по конкретной сделке и то, если если обоснованная необходимость. Требовать документы за какой-то период времени или документы, которые относятся к работе самой компании, инспекция на основании п.2 ст.93.1 НК не может. Но делает это.

При этом налоговиков не особо беспокоит правомерность требований. Да и оснований для беспокойства нет – суды в подавляющем большинстве случаев становятся на их сторону.

Точнее, становились.  

Суд указал налоговой на незаконность её запросов 

Благодаря судебному решению Арбитражного суда города Москвы № А40-211149/18-115-4949 от 05.10.2020 года истребовать документы не по одной сделке на основании предпроверочного анализа теперь будет сложнее. 

Компания «Артек» оспаривала требование инспекции о предоставлении документов (информации) в судах первой и апелляционной инстанций. Налоговики аргументировали свои действия необходимостью проведения предпроверочного анализа. Суды подтвердили, что требование направлено вне рамок налоговой проверки, но при этом согласились с инспекцией:

«…в требовании содержатся необходимые и достаточные данные, позволяющие идентифицировать, какая информация (документы) запрашиваются, период, за который следует предоставить документы, налогоплательщик, в отношении которого запрошены документы, порядок направления требования инспекцией не нарушен».

Далее последовала кассация. И её постановление было достаточно неожиданным. Кассационная инстанция вернула дело на повторное рассмотрение, указав на ошибки предыдущих судов. При этом пояснила, что запрашиваемые за 3 года документы не относятся к какой-либо конкретной сделке ООО «Артек». Восторжествовали здравый смысл и законность.

Суд первой инстанции пересмотрел дело. Теперь суд встал на сторону компании. Суд объяснил, почему требования инспекции незаконны. А именно, Налоговый кодекс не упоминает о предпроверочном анализе и праве запрашивать для него документы. Кроме того, в законе ничего нет о:

  • сроках и порядке проведения предпроверочного анализа;
  • правах и обязанностях налоговой и налогоплательщиков;
  • закреплении и обжаловании результатов предпроверочного анализа.

Есть и другие случаи, когда суды отказывали налоговой в получении документов

Например, так было в деле компании «Орион». Налоговая запросила массу документов по работе с пятью ИП и двумя ООО вне рамок налоговой проверки. Инспекция лишь снизошла до того, чтобы указать в требовании, что документы нужны «в связи с проведением мероприятий налогового контроля вне рамок проверки по конкретной сделке».

Орион не стал давать документы, налоговая его оштрафовала, Орион пошёл в суд. 

Суд решил, что прав Орион (цитаты из дела № А19-12651/2019):

при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля запрашиваются документы (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля), а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки, также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется предоставление информации.Данный вывод согласуется с разъяснением, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». 

законным является истребование налоговым органом у налогоплательщиков документов только в рамках проведения конкретного мероприятия налогового контроля, на которое должно быть указано в соответствующем требовании о предоставлении документов (информации) и (или) в поручении об истребовании документов, при этом вне рамок налоговой проверки налоговым органом может быть запрошена информация только в отношении конкретной сделки, идентифицирующие сведения о которой также указываются в требовании.

суд считает, что указание или неуказание в требовании о предоставлении документов (информации) и в поручении об истребовании документов наименования мероприятия налогового контроля… является одним из определяющих обстоятельств при решении вопроса о законности такого требования.

Как в реальности выглядит требование о предоставлении документов? 

К нам нередко обращаются компании, которым пришло требование предоставить документы вне рамок налоговой проверки. Одно из таких требований пришло одной компании в конце октября 2020 года.

Первые 3 страницы из требования (всего в требовании порядка 30 страниц):

В соответствии со статьей 93, пунктом 2 статьи 93.1, абзацем вторым пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) необходимо представить в течение десяти рабочих дней со дня получения (основания для истребования документов (информации) и срок представления документов (информации)) настоящего Требования 

1) документы: 

1.1 1. Документы, подтверждающие правомерность использования зарегистрированного в ЕГРЮЛ места нахождения (договор аренды и проч.), а также документы, подтверждающие использование фактического адреса организации. 

  1. Договоры с поставщиками и покупателями товаров (работ, услуг) (со всеми приложениями, дополнениями и изменениями); 
  2. Счета-фактуры; 
  3. Товарные накладные; 
  4. Товарно-транспортные накладные; 
  5. Акты выполненных работ; 
  6. Оборотно-сальдовая ведомость общая (по месяцам) в разрезе субсчетов; 
  7. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 62 (по месяцам) в разрезе субсчетов 62.01, 62.02 (с указанием контрагентов и договоров); 
  8. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 (расчеты с поставщиками и подрядчиками) (по месяцам) в разрезе субсчетов 60.01, 60.02 (с указанием контрагентов и договоров); 
  9. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 19 (НДС по приобретенным ценностям) в разрезе субсчетов с отражением контрагентов и документов, подтверждающих поступление ТМЦ, работ и услуг; 
  10. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 76 АВ (НДС по авансам и предоплатам) с указанием контрагентов и счетов-фактур; 
  11. Карточки счетов 19, 60, 62 в разрезе субсчетов и контрагентов; 
  12. Анализ счетов 60, 62 в разрезе субсчетов, контрагентов и договоров; 
  13. Анализ счета 19 в разрезе субсчетов с отражением контрагентов и документов, подтверждающих поступление ТМЦ, работ и услуг; ; 

1.2 следующую информацию: 

  1. Предоставить информацию о конкретных физических лицах, которые подписывали документы по сделке; о функциях, выполняемых лицом или несколькими лицами, с которыми совершена сделка. 
  2. Где, при каких обстоятельствах происходило подписание договоров, передача документов по конкретной сделке (договоров, актов сверки (при его наличии)). Если подписание договоров и передача документов происходили без участия руководителя, пояснить, кто представлял его интересы (ФИО, должность, телефон, чем подтверждены полномочия), копии доверенностей при наличии. 
  3. Проводился ли анализ контрагентов, каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагентов необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта? Предоставить документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, прайс-листы, документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента). Предоставить информацию о фактических местонахождениях офисных, складских и торговых площадей контрагентов, контактные телефоны, сайты. 
  4. В случае, если организация является перепродавцом товара предоставить информацию о том, кто поставлял товар;

1.3 

  1. Письменные пояснения о структуре бизнеса, бизнес планы, а также сведения о достижении прогнозируемых результатов; 
  2. Информацию о составе основных средств; 
  3. Предоставить сведения о среднесписочной численности сотрудников организации за 2017 год (Штатное расписание, с указанием ФИО, контактных телефонах, должностей, графике работе, а также указать сведения о времени нахождения на рабочем месте), а также сведения о заработной плате в разрезе каждого работающего сотрудника. 
  4. В случае, если организация выполняла работы (оказывало услуги) с привлечением третьих лиц, сообщить данные о заключенных договорах, объемах и сроках выполненных работ (оказанных услуг), форме расчетов или представить подтверждающие документы: договора с поставщиками, документы, подтверждающие их исполнение (счета-фактуры, акты приема-передачи товара (работ, услуг), накладные, справки о стоимости работ, доверенности на подписание документов, транспортные документы), документы, подтверждающие оплату за товар (работы, услуги) (выписка банка, платежные поручения, приходные кассовые ордера, акты о зачете взаимных требований, векселя, акты приема-передачи векселей (при их наличии) и т.д.), а также сведения об отражении операций по приобретению товара в книге покупок; 
  5. В случае, если организация является производителем товара предоставить сведения о производственных мощностях и основных средствах, на которых произведен товар, сертификаты, лицензии (при осуществлении лицензируемых видов деятельности); 
  6. В случае, если организация (оказывала услуги) самостоятельно, то необходимо документально подтвердить факт оказания услуг в объеме, указанном в счетах-фактурах;

1.4 

  1. В случае, если организация является импортером товара, предоставить сведения об уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ, а также указать все сведения из ГТД; 
  2. Если организация является комиссионером (агентом) необходимо указать сведения о лице, по поручению которого комиссионер (агент) выполнял (поставлял) работы (товары, услуги) 
  3. Каким образом осуществлялась поставка товара: если товар перевозился собственными силами, необходимо представить информацию о наличии в собственности/арендованных транспортных средствах, а также информацию наличии в штате сотрудников, осуществляющих такую перевозку (ФИО, паспортные данные, место жительства). Если для перевозки привлекалась сторонняя организация – сообщить наименование, ИНН/КПП перевозчика, а также реквизиты договора, на основании которого осуществлялась такая перевозка (№ и дата договора, стоимости перевозки). 
  4. Где осуществляется хранение приобретенного товара: если товар хранился на складе – указать место расположения складских помещений. Если складские помещения находятся у организации в аренде – указать наименование, реквизиты (ИНН/КПП) арендодателя, а также реквизиты договора аренды складских помещений (№ и дата договора, стоимость аренды).

Если вы решили, что это все, то нет. После этих слов в тексте требования идёт перечисление необходимых документов в столбик. Столбик растянулся на 26 страниц (это не считая примера выше). И это при том, что компания работает менее 2-х лет! Считаем, что комментарии излишни.

Что делать, если вам пришло подобное требование о предоставлении документов?

В идеале — обращаться к нам, потому что:

  • стоит задача без негативных последствий отказаться предоставлять документы;
  • надо понять, что инспекция будет делать дальше, ведь она не просто так запросила у вас документы. Может, инспекторы думают, не назначить ли полноценную выездную проверку вашей компании. 

У нас есть опыт законного, обоснованного и без негативных для компании последствий отказа в предоставлении документов. В том числе мы отказали в предоставлении документов на требование, процитированное выше. Отказывая в требовании, мы ссылаемся на налоговый кодекс и судебную практику.

Помощь при камеральных
и выездных налоговых проверках

Цель инспекции во время выездной — найти и зафиксировать доказательства того, что вы уклонялись от уплаты налогов. Поэтому каждый день на счету. Обратитесь к налоговому адвокату как можно раньше, чтобы защитить ваш бизнес.

Узнайте больше

Благо теперь, с новым решением по делу Артека у бизнеса есть ещё один аргумент в пользу того, что инспекция должна соблюдать НК и не требовать того, что она по п.2 ст. 93.1 НК требовать не может.

Выводы

Предпроверочный анализ не является основанием для запроса большого количества документов со ссылкой на п.2 ст. 93.1 НК.

Налоговая долгое время успешно осуществляла незаконную, по нашему мнению, практику получения документов вне рамок налогового контроля на основании п.2 ст. 93.1 НК РФ.

Подобные запросы в большинстве случаев требовали от компаний больших трудозатрат.

Появившийся судебный прецедент осложнил фискалам возможность аргументировать истребование документов по нескольким сделкам, либо  за длительный период времени. 

Понравилась статья?
Не забудьте поделиться.

Помимо основных услуг, вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.

Подробнее о продукте

Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).

Подробнее о продукте

Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.

Подробнее о продукте

Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.

Подробнее о продукте

Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.

Подробнее о продукте

Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.

Подробнее о продукте

Компанией может руководить ИП. Это выгоднее и удобнее, чем руководство «обычного» директора. Если оформить всё правильно, то риска нет.

Подробнее о продукте

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.

Подробнее о продукте

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Подробнее о продукте
Все продукты
+7(499) 283-80-20 nalogadvocat@gmail.com
БЦ "Golden Gate"
Москва, Таганский район ЦАО
Бульвар Энтузиастов 2
10 метров от метро Римская, Площадь Ильича
nalogadvocat Контакты

Политика конфиденциальности

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
— автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
— блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
— информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
— обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
— обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
— оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
— персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
— предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
— распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
— трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
— уничтожение персональных данных — действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
— законности и справедливой основы;
— ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
— недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
— недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
— обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
— соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
— недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
— обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
— уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
— обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
— обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
— обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
— осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);
— осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
— субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
— персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
— обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
— обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
— обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность — биометрические персональные данные — могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»  при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);
— обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
— обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
— наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
— исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
— назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
— ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
— ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
— организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
— определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
— разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
— использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
— проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
— разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
— регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
— использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
— применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
— организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
Закрыть окно