Крупному бизнесу, который применяет общую систему налогообложения (ОСН), выгоднее работать с компаниями на ОСН, чем со спецрежимниками.
Выбирая поставщика на ОСН, заказчик имеет право уменьшить свою налогооблагаемую базу по НДС на сумму налоговых вычетов, так называемый «входящий» НДС.
Вот и в сфере госзакупок заказчики всегда отдавали предпочтение поставщикам на ОСН, предусматривая в положении о закупках или в тендерной документации различные формулы или формулировки, общий смысл которых сводился к определению стоимости услуг поставщика на УСН за вычетом 20% НДС, плательщиком которого он не является.
Таким образом, цена услуг победителя, применяющего УСН, определялась за минусом 20%, что позволяло заказчику исчислять и платить НДС в полном объеме, то есть без применения вычетов от такого поставщика на УСН.
Но 23 апреля 2021 года ВС РФ принял Определение по делу № А56-75118/2019, в котором пояснил, что стоимость товаров, работ или услуг должна быть единой в целях определения победителя торгов, независимо от системы налогообложения потенциального поставщика.
Морской порт Санкт-Петербург провёл запрос ценовых предложений на две услуги:
Компания «СпецТехАренда» (упрощенец) предложила по первой услуге 29,3 млн руб, по второй — 38,2 млн руб. Компания «Фасилитек» (на ОСН) — 32,9 млн руб и 42,7 млн руб.
Казалось бы, СпецТехАренда побеждает, и договоры должны быть заключены с ним, но порт сделал интересный финт: он приплюсовал к ценам СпецТехАренды 20% НДС. В закупочной документации был пункт, который позволял это сделать.
После этой прибавки получилось, что цены СпецТехАренды стали выше, чем цены Фасилитек, который и стал победителем.
СпецТехАренда обратилась в ФАС, потом в суды, требуя признать незаконным увеличение своей цены на 20% НДС. Суды трёх инстанций в удовлетворении требований отказали. Дело дошло до Верховного суда, который сделал интересные выводы.
Суд сказал, что если увеличивать цену участника закупки на НДС, то выходит дискриминация. Цена увеличивается помимо воли участника закупки, и это ставит его (спецрежимника) в невыгодное положение по сравнению с компаниями, применяющими ОСН. Их-то цены никто против их воли не увеличивает.
Кроме того, понуждение компании заплатить НДС — это нарушение законодательства о налогах и сборах.
Получается, что ВС по сути запретил увеличивать предложенную спецрежимниками цену. А значит, таким компаниям будет проще, чем фирмам на ОСН, предложить наименьшую цену и побеждать в торгах.
Теперь разумно иметь 2 компании — одну на УСН, а другую на ОСН и в каждом конкретном случае решать, какая компания идёт на тендер.
Определение ВС РФ по делу № А40-203647/2015: двойного взыскания налогов больше не будет
Революция в налоговой реконструкции: ФНС определилась, когда компании смогут получать вычет НДС и уменьшать налог на прибыль
Какой процент НДС безопасно заявлять к вычету?
Контрагент подал «нулевую» уточнённую декларацию за прошлые годы. Или кто-то подал её от имени контрагента. Что делать? Актуализировано на 2023 год
Алиментное соглашение — возможно, самый хитрый и интересный инструмент для защиты имущества
Недоимка по налогам и сборам: что это такое, как она выявляется, каковы порядок и сроки взыскания, когда она будет списана