Детально рассказываем, как мы готовим компании к выездным проверкам

30.01.2020

В самом конце 2019 года налоговая инспекция разослала компаниям решения о назначении выездных налоговых проверок. Некоторые компании получили решение буквально 30 декабря, а кто-то на бланках от 2020 года получил решение, датированное декабрём 2019 (да, есть и такие).

Рассылать решение под самый Новый год — стандартная практика налоговой. Так она получает возможность проверить деятельность компании не только за 3 года, предшествующие 2019, но и весь 2019 год. Другой целью инициации проверки 2019 годом является проверка 2016 года, в котором у многих налогоплательщиков полно скелетов в шкафу.

Что должна сделать компания, которая получила решение о назначении выездной налоговой проверки? Как можно скорее обратиться к опытному адвокату, который специализируется на налоговых делах. Мы заявляем об этом однозначно и чётко.

Из этой статьи вы узнаете, как налоговый адвокат готовит компанию к визиту инспекторов и что он успевает сделать, чтобы максимально защитить бизнес.

Почему инспекция назначила в отношении компании выездную налоговую проверку? 

Потому, что своих сервисах, в первую очередь АСК НДС-2, инспекция увидела, что компания имеет какие-то сделки с недобросовестными контрагентами.

Представим, что компания покупала кирпич у контрагента «Альфа», который, по мнению налоговой, этот кирпич поставить не мог. Почему не мог? У него нет техники, нет персонала, он работает с низкой налоговой нагрузкой и заявляет слишком большой вычет по НДС. Возможно, он не заплатил НДС с продажи этого кирпича. Все это инспекция видит в своих сервисах и делает вывод, что этот контрагент — техничка, что покупки кирпича на самом деле не было.

Директор компании, в отношении которой назначена выездная налоговая проверка, как правило, понимают, какие контрагенты его компании интересуют налоговую. 

Итак, мы знаем, что инспекция будет доказывать фиктивность купли-продажи кирпича у контрагента «Альфа». 

Задача налогового адвоката №1: проанализировать документы, оформляющие спорную сделку, найти в них недостатки оформления, противоречия и принять меры

Когда сотрудники инспекции придут в офис, они в первую очередь начнут смотреть договор и первичные документы по этой сделке:

  • кто подписывал договор со стороны компании и со стороны Альфы; 
  • когда был подписан договор и когда подписывались первичные документы (товарные накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры);
  • в первичных документах они смотрят номенклатуру товара, его стоимость, вес, объём и так далее. 

Какую информацию инспекция получает из этих документов? Самую разную, например:

  • стоимость купленного кирпича;
  • его объем;
  • даты доставки и место, куда был доставлен кирпич;
  • каким транспортом он доставлялся;
  • кто был водителем и т.д.

Зачем это нужно инспекции? Чтобы найти в договоре и первичных документах нестыковки. Нестыковки позволят инспекции заявить о фиктивности сделки. Что это могут быть за нестыковки? Любые:

  • договор со стороны компании «Альфа» подписывал человек, который не был её директором в день подписания договора, хотя в договоре значится, что это директор;
  • вес доставленного кирпича — 10 т, а доставлялся он согласно документам обычной Газелью, у которой грузоподъёмность — полторы тонны;
  • в товарно-транспортной накладной указаны номер и марка автомобиля, которым был доставлен кирпич. Однако инспекция из своей информационной базы знает, что этот номер принадлежит автомобилю совершенно другой марки; 
  • кирпича слишком много, компании он в таком объеме не нужен, так как у неё нет договоров на соответствующее строительство. При этом в распоряжении компании этого кирпича нет.

Оплошностей при составлении договора и первичных документов может быть сколько угодно. Задача адвоката на этом этапе — проанализировать эти документы, сопоставить их друг с другом, критически оценить, выявить в них непротиворечия, понять, каким образом эти противоречия возникли и принять соответствующие меры. 

Итак, этот этап пройден. Документы на бумажных носителях изучены, противоречий в них нет. Что дальше? 

Когда инспекция изучит документы, она начнёт копать под компанию с помощью свидетельских показаний. 

Задача налогового адвоката №2: подготовить свидетелей к допросам

Из документов инспекция знает, какой товар поставлялся, откуда и куда, кто его перевозил на каком автомобиле, кто был продавцом, а кто водителем, кто подписывал договор со стороны продавца и т.д. Всех людей, причастных к этой сделке, налоговая будет допрашивать как свидетелей. Кто эти люди:

  • директора обеих компаний;
  • менеджер покупателя, который искал, у какой бы компании купить кирпич и нашёл «Альфу»;
  • менеджер Альфы; 
  • сотрудники склада Альфы, которые занимались отгрузкой кирпича;
  • сотрудники базы/склада/стройплощадки, куда кирпич был доставлен (завсклада, кладовщик);
  • прораб, который строил из этого кирпича какие-либо сооружения, если из этого кирпича что-либо строилась. Если не строилось, то вопрос, где кирпич;
  • сторож или сотрудник охраны на объекте заказчика, который открывал ворота транспорту, который привёз кирпич на базу склада или стройплощадку и сделал соответствующую запись в журнале;
  • и, возможно, один из самых интересных для налоговой персонажей —  водитель, который кирпич перевозил.

Кстати, в последнее время инспекция очень дотошно изучает, как спорный товар попал к покупателю. Например, в одном деле инспекция детально изучила, как ведется журнал учета посетителей, как водитель транспорта получает пропуск для проезда на склад на территории компании: сначала водитель отмечается на посту охраны, потом звонит в один из отделов компании, затем проходит в этот отдел, получает там документы, возвращается к охране, охранник выписывает пропуск и только тогда транспорт с грузом проезжают на территорию компании. 

Всё это инспекция очень подробно излагает в акте и решении по выездной проверке, а потом и в суде. В этом деле инспекция настаивала, что все эти манипуляции оставляют документальный след, но компания не смогла предъявить никаких документов, подтверждающих, что водитель и товар вообще попадали на территорию компании, а значит, сделка была фиктивна. Инспекция выиграла суд в описанном случае.

Что нужно налоговой от этих людей? Информация, причём информация, противоречащая тем данным, которые налоговая получила, изучая договор и первичные документы. Иными словами, налоговой нужны противоречия и нестыковки между показаниями свидетелей и первичными документами. Это позволит оспорить сделку.

Если хотя бы часть из указанных выше персонажей ответят на вопросы налоговой недостаточно четко, или вообще не сможет ответить, или что-то перепутает, то налоговая сделает вывод, что сделки на самом деле не было. 

Разумеется, разным «действующим лицам» будут задаваться разные вопросы. Например, у менеджера в числе прочего спросят, каким образом он искал продавца, кто согласовывал с продавцом условия договора, кто согласовывал объем поставки и т.д.

И вот здесь у компании есть риск проколоться. Если в компании большую часть обычных сделок контролируют и проводят менеджеры, а эту сделку почему-то вел лично директор (сам нашёл эту компанию, сам вышел на связь, сам обсудил все важные моменты договора, переписку вёл со своей личной почты), и менеджеры про эту сделку ничего не знают, то для инспекции это будет сигналом, что сделка фиктивна. 

У сторожа спросят, приезжал ли грузовой транспорт с кирпичом на базу/склад, попросят предъявить соответствующие записи в журнале. 

У водителя спросят, откуда и куда он вёз товар, на каком автомобиле он это делал, кто выдавал товарно-транспортные накладные, в какой момент и так далее. 

У заведующего складом спросят, знает ли он поставщика «Альфа», привозился ли на склад кирпич, кто его привозил, каким образом этот кирпич оприходовался, что происходило с кирпичом дальше, как он перед продавался или использовался в собственном строительстве и так далее.

Что делает налоговый адвокат? Фактически инспекция может проверить деятельность компании за 3 года, предшествующие году назначения проверки. Совершенно естественно, если за 3-4 года, которые прошли со времени оформления сделки, сотрудники что-то забудут. У водителя может быть по несколько маршрутов за один день из одной компании в другую. Он уже сто раз забыл про кирпич из компании «Альфа». 

Но проблема в том, что даже самая естественная и нормальная забывчивость будет истолкована инспекцией как доказательство того, что с товаром никто не соприкасался, значит его не было, и поэтому сделка фиктивна. Какие в связи с этим задачи стоят перед налоговым адвокатом? Он должен:

  • понять, кто может быть свидетелем по сделке с компанией «Альфа»;
  • подготовить этих людей к допросу, то есть провести работу, чтобы эти люди освежили в памяти детали этой сделки и были готовы ответить налоговой на десятки вопросов. 

Подготовка свидетелей запросу проходит с учётом того, какую функцию они выполняли. Инспекция будет задавать директору одни вопросы, менеджеру другие, водителю третьи. Адвокат должен предусмотреть эти вопросы.

Задача налогового адвоката №3: обезопасить электронные источники информации

Свидетели и документы на бумажных носителях —  это не все источники информации для налоговой. Вероятнее всего, инспекция придет в компанию с выемкой, в ходе которой будет смотреть, какая информация хранится в компьютерах компании, на жестких дисках, ноутбуках, флешках. Будет искать доказательства нереальности сделки там. 

Иногда случается, что инспекция находит на компьютере компании файл, который должен был быть прислан контрагентом, например, счёт-фактура. Однако из свойств файла понятно, что он был изготовлен на компьютере компании. Для инспекции это аргумент, что сделка нереальна. 

Инспекторов обязательно заинтересует электронная почта сотрудников, содержимое жестких дисков и профессиональных программ, например, 1С. 

Но чего нет, то найти невозможно. Существуют методики, которые позволяют исключить доступ инспекции к информации, которая для неё не предназначена. 

Задача налогового адвоката состоит в том, чтобы организовать работу сотрудников компании так, чтобы риск доступа инспекции к определенной информации был исключён. Возможно, для этого придется отказаться от части привычек. Например, если какая-то информация хранилась на жестких дисках компьютеров, то её придется перенести в облачное хранилище или удаленный сервер и работать в нём. Если сотрудники привыкли к автозаполнению полей «логин» и «пароль», то им придется отказаться от этой привычки и вводить логин и пароль каждый раз самостоятельно. Способы защиты электронной информации компании не ограничиваются тем, что изложено выше. 

Задача налогового адвоката №4: доказать, что должная осмотрительность была проявлена

Когда инспекция доначисляет налоги, она всегда обвиняет компанию в том, что та не проявила должную осмотрительность. То есть не собрала достаточное количество информации о компании, с которой собиралась работать. 

Налоговый адвокат доказывает обратное. Каким образом? Например, он получает банковские выписки контрагента и доказывает, что контрагент несёт расходы, свойственные его бизнесу — платит аренду, коммунальные услуги, канцтовары и так далее.

Также разумно найти компании, которые работали с этим контрагентом, остались довольны работой с ним и могут это подтвердить. 

Кроме того, есть вариант разработать ряд локальных актов самого налогоплательщика, которые регламентируют поиск, анализ и оценку благонадежности контрагентов. 

Что в итоге? 

В результате проведенных мероприятий компания готова встретить инспекторов во всеоружии, представить по требованию все документы и пояснения. Свою позицию о реальности сделки компания обоснует свидетельскими показаниями и документами. Таким образом, риск многомиллионных доначислений сводятся к минимуму. 

Однако работа налогового адвоката на этом не заканчивается. Адвокат вовсе не сидит сложа руки, подготовив компанию к визиту инспекторов. Выездная налоговая проверка может длиться до года, при этом инспекция проводит разные мероприятия — осмотры, встречные проверки контрагентов, одних и тех же сотрудников она может вызывать на допросы по много раз. Адвокат со своей стороны корректирует действие сотрудников проверяемой компании, принимает участие в редактировании ответов на требования налогового органа, проводит мероприятия по сбору доказательств  реальности деятельности контрагентов и сделок с ними.

Поэтому всё или почти всё из перечисленного выше делается не только до начала выездной проверки, но и в течение её. Это не отменяет важности подготовительной работы. 

Компания должна быть подготовлена к визиту инспекторов до того, как они появятся на пороге. Пытаться что-то сделать, когда инспекторы уже изучают содержимое программы 1С, счета-фактуры, договоры и товарно-транспортные накладные, можно, но вероятность положительного исхода для компании многократно снижается. 

Выводы

Когда компания получает решение о назначении выездной налоговой проверки, самое разумное — обратиться к налоговому адвокату, который полно и всесторонне подготовит компанию к проведению проверки. 

Подготовка компании к проведению проверки предполагает защиту информации на бумажных носителях и в электронном виде; работу со свидетелями; обоснование того факта, что компания проявила должную осмотрительность. 

Результат подготовки компании к проведению выездной проверки —  минимальный риск налоговых доначислений.

Работа адвоката не ограничивается подготовкой компании к проведению выездной. Когда выездная уже идёт, адвокат корректирует действия сотрудников проверяемой компании, участвует в редактировании ответов на требования налоговой, собирает доказательства реальности деятельности контрагентов компании.


Понравилась статья?
Не забудьте поделиться.
+7(499) 283-80-20 nalogadvocat@gmail.com
Москва, м. Третьяковская
Большая Ордынка, 29 стр. 1
nalogadvocat Контакты

Политика конфиденциальности

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
— автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
— блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
— информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
— обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
— обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
— оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
— персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
— предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
— распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
— трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
— уничтожение персональных данных — действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
— законности и справедливой основы;
— ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
— недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
— недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
— обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
— соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
— недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
— обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
— уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
— обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
— обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
— обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
— осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);
— осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
— субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
— персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
— обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
— обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
— обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность — биометрические персональные данные — могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»  при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);
— обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
— обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
— наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
— исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
— назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
— ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
— ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
— организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
— определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
— разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
— использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
— проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
— разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
— регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
— использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
— применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
— организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
Закрыть окно