Акт выездной налоговой проверки может стать приговором для компании. Актом завершается выездная налоговая проверка, а такие проверки на момент написания этой статьи влекут в среднем по Москве доначисления в размере 40 млн руб. Из этой статьи вы узнаете главные факты об акте выездной проверки, а также сможете ознакомиться с образцом и скачать бланк акта.
Акт составляется в течении 2-х месяцев после проведения выездной проверки. Это итоговый документ, в котором налоговая инспекция:
Формально, акт составляется в любом случае — и если инспектора выявили нарушения и если они их не выявили. Напомним, что 99,2% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями, так что будем исходить из худшего — что нарушения найдены. Тем более, в статье про предпроверочный анализ мы писали, что инспекция выходит на выездную проверку, уже почти всё зная.
Остановимся на содержании акта выездной проверки подробнее.
Есть два основных документа, в которых указывается, что и как пишется в акте налоговой проверки:
Бланк самого акта — это предыдущее приложение к тому же самому приказу, то есть приложение № 23. Бланк акта — это всего 5 страниц в Ворде. Но заполненный бланк акта может занимать и 1000 страниц.
Акт налоговой проверки поделён на три части:
Мы дополним этот список, указав, что к акту прикладываются приложения, которые подтверждают выводы инспекции, сделанные в акте.
Пройдёмся подробнее по содержанию акта.
Здесь всё достаточно просто. В описательной части указываются:
Может показаться, что список невелик. Дело в том, что инспекция просто не стала писать здесь все, что запросила. На практике инспекция в требовании о предоставлении документов на нескольких листах перечисляет все, что ей нужно. Вот там можно схватиться за голову.
Почему НДФЛ с 17-го по 20-й год, а стальные налоги — только за 17? Точного ответа мы не знаем, но можем предположить, что на предпроверочном анализе налоговая не увидела разрывов по налогам после 17-го года.
Как видите, проверка по НДФЛ захватила, по сути, 4 года вместо положенных трёх. Это трюк инспекции. По НК она может проводить проверку за три года до года, когда проверка назначена. Например, если проверка назначена в 2020 году, то проверять можно 2019, 2018, 2017. Но НК толкуется расширительно в части прав налоговой, поэтому судебная практика признаёт, что и 2020 налоговая проверить может.
А чтобы захватить как можно больше 2020 года, инспекция выносит решение 30 декабря. И выходит, что она может проверить 4 года вместо 3.
Налоговая может проводить разные мероприятия в рамках проверки. Но в данной проверке ограничились требованиями, поручениями, допросами. Решили, что большего не требуется.
В описательной части акта указывается, как налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Конечно, если нарушений нет, то это также указывается, но ФНС находит нарушения в 99,2% проверок.
Сначала идут данные о виде деятельности организации; директоре; система налогообложения и какие контрагенты изучались. В нашем примере инспекция исследовала взаимоотношения компании с 4-мя контрагентами.
Итак, в описательной части излагаются вид нарушения законодательства о налогах и сборах и способ совершения этого нарушения, а также налоговый период, в который оно было допущено.
Зачастую доначисления основаны на претензиях проверяющих в получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды:
Вот, например, один из контрагентов компании:
Итак, компания покупала некие товары у проблемного поставщика. Мы можем говорить, что он проблемный уже потому, что инспекция исследовала взаимоотношения с ним. Раз исследовала, значит, есть претензии.
Итак, сумма операций, облагаемых НДС — 21,7 млн руб, из них НДС — 3,3 млн руб.
Смотрим дальше, что именно инспекции не понравилось в этой компании:
Видим, что:
Все. Инспекции этого достаточно, чтобы сделать вывод, что никаких поставок на самом деле не было, а значит, никаких вычетов НДС не полагается.
Инспекция идёт дальше и описывает схему, которую она нашла:
Инспекция хочет знать, что дальше происходило с деньгами, которые бизнес перечислял контрагенту. Для этого она исследует дальнейшее движение средств. Покажем это на примере одного из последующих контрагентов:
Деньги выводились в иностранные банки, причём не только по операциям с этим контрагентом, а по другим контрагентам также.
Итоговая часть акта выездной проверки подытоживает работу инспекторов, проводивших выездную проверку. Это самая драматичная часть, в которой указывается:
Недоимка по налогам выводится в одной колонке, пеня по ним — в другой. Штраф в акте налоговой проверки не указывается. Он указывается в решении, поэтому тут штрафа нет. По факту к 41 млн руб недоимки прибавится ещё 40% штрафа.
Есть тут и данные об инспекторах, которые проводили проверку: их ФИО и должности, а также подписи представителя компании, получившего акт, указание приложений, подпись должностного лица налогового органа и т.д.
ФНС должна доказать, что изложенные в акте выводы правдивы. Для этого проверяющие прилагают к акту собранные в ходе проверки доказательства, подтверждающие сделанные в акте выводы. Эти документы оформляются приложением к акту.
Приложения могут быть, например:
Если инспекция не приложила к акту доказательства, на которые она ссылается по тексту акта, то это является нарушением п. 3.1. ст. 100 НК РФ.
Налогоплательщик получает акт или его копию не сразу после окончания проверки.
По окончании выездной проверки составляется не акт, а справка. Это одностраничный документ, который фиксирует окончание мероприятий налогового контроля. Справкой налоговая инспекция говорит «мы закончили с проверкой, мы уходим писать акт».
После составления справки налоговая инспекция уходит на 2 месяца для анализа собранной информации и выводов из неё. Результатом этой работы и является акт.
Таким образом, налогоплательщик получает акт не сразу после окончания выездной проверки, а через 2 месяца.
После того, как акт вручен налогоплательщику, он должен подготовить и направить в инспекцию возражения на этот акт. После этого быть готовым к рассмотрению материалов проверки (акта, иных доказательств, представленных им возражений) в налоговом органе. Но что, если инспекция не вручила акт вовремя, и компания не смогла подготовиться к рассмотрению материалов?
Если компания не была даже извещена о дате рассмотрения материалов проверки, то суд, вероятно, отменит вынесенное решение. Потому что это ну уж слишком грубое нарушение прав налогоплательщика.
Акт составляется после окончания выездной (камеральной) проверки.
Акт (копия) должен быть вручен под расписку или иным способом. Суды пришли к выводу, что основным способом вручения является вручение под расписку, а иным способом копию акта можно вручать, если представитель проверяемого лица уклоняется от получения акта.
Инспекция не вправе в одностороннем порядке вносить изменения в акт проверки, но по согласованию с проверяемым налогоплательщиком она может это сделать. Как правило, исправляются технические ошибки и расчеты.
Акт налоговой проверки – это документ, в котором инспекция отражает всю важную информацию, найденную во время проверки.
Акт по результатам выездной налоговой проверки составляется в любом случае — и при нахождении нарушений и при их отсутствии.
Налогоплательщик получает акт не сразу после проверки, а через 2 месяца после составления справки об окончании выездной налоговой проверки.
Основной способ вручения акта — под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, он может быть направлен по почте.
В акт могут быть внесены изменения, но только по согласованию с налогоплательщиком.
Ловушка для компаний от СК и налоговой, цена которой — десятки миллионов рублей
Определение ВС РФ по делу № А40-203647/2015: двойного взыскания налогов больше не будет
Всё о выездных налоговых проверках: основания, порядок, «любимые» мероприятия и хитрости ФНС
Какие экспертизы проводятся во время выездных проверок, и как компании использовать их в своих интересах?
Подготовка к выездной налоговой проверке на конкретном примере. Часть 1
Необоснованная налоговая выгода: понятие, статья 54.1 НК и последствия для компании и директора