Перейдите по ссылке и отправьте платеж.

В качестве карты получателя укажите: 
СТРАНИЦА ОПЛАТЫ ×
Адвокатская защита руководителей
и собственников бизнеса

Адвокатская защита по уголовным делам о неуплате налогов (ст. 199 УК РФ)

Уголовное преследование  -  Налоговые проверки  -  Подготовка к допросу  -  Оптимизация налогов

Закажите  БЕСПЛАТНУЮ  консультацию  адвоката прямо сейчас!

Защита по ст. 199 УК РФ от налогового адвоката Романа Черненко, имеющего опыт работы в органах прокуратуры с 2002 по 2008 годы. С 2008 года по настоящее время он защищает топ-менеджеров по уголовным делам налоговой направленности. В статье описано 4 примера, как удалось прекратить уголовные дела по ст.199 УК РФ 

Выберите ваш вариант

Что это значит?
У полиции есть информация, что компания уклонялась от налогов. Вероятно, готовится возбуждение дела по ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией…».

Что делает полиция и СК РФ?
Собирает доказательства, чтобы возбудить уголовное дело. Практика налоговых адвокатов говорит, что полиция использует три источника информации:

документы (договоры, приложения к нему, акты, сметы, накладные, счета на оплату, счета-фактуры, универсальные передаточные акты, справки КС-2, КС-3, товарные и товарно-транспортные накладные и т.д.);
свидетельские показания (будут допрошены в качестве свидетелей сотрудники вашей компании, в том числе бывшие, руководители контрагентов, представители заказчиков и т.д.);
электронная информация (компьютеры, флешки, информация с корпоративной и личной почты и т.д.).

Зачем полицейским ваши документы?
Полиции нужно поставить под сомнение сделку, отражённую в документах. Для этого сотрудники:

анализируют подписи в документах;
сравнивают данные о товаре, его массе, объеме, стоимости и т.д. в договорах, товарных накладных и ТТН;

сверяют государственные номера и марки машин с базой данных ГИБДД;
проверяют наличие физической возможности выполнить работу или поставить товар силами спорного поставщика.

У сотрудников полиции много способов поставить под сомнение любую, даже самую реальную сделку. Если проверяющие найдут хоть какое-нибудь расхождение в документах или показаниях свидетеля (водителя, сотрудника склада), то сделка будет признана недействительной и вам доначислят налоги.

Что надо сделать, чтобы полиция не нашла в документах доказательств против вас?
убедиться, что все документы подписаны уполномоченными лицами;
в комплекте документов отсутствуют расхождения относительно данных о товаре, перевозчике и т.д.;
предоставить в отношении контрагентов максимально возможные сведения об их деловой репутации, материально-технических ресурсах, штатной численности, а также иную информацию, свидетельствующую о возможности выполнения контрагентом договорных обязательств;
в договорах с контрагентами должна быть предусмотрена возможность исполнения договора третьими лицами;
представить документы о проявлении должной осмотрительности (это целый комплекс документов. Расписывать их все мы не будем, их слишком много).

В чём риск допроса свидетелей?
В том, что показания свидетелей (сотрудников вашей компании, руководителей контрагентов, представителей заказчиков) могут быть противоречивыми. Или сотрудники не смогут вспомнить, откуда у вас взялся тот или иной товар, а также кто именно выполнил для вас спорные работы.

Другой вариант: сотрудники расскажут, что работы или услуги, которые ваша компания по документам получила от другой компании, были оказаны сотрудниками вашей же фирмы.

И даже если ваши сотрудники будут отвечать на допросе «не помню» или «не знаю», то для полицейских это будет означать, что сделка нереальна. А значит, ваша компания уклонялась от налогов. Возбуждение дела по ст.199 УК РФ становится очевидным.

Есть и другая опасность: допрашивать будут директоров ваших контрагентов. И если они заявят, что не помнят вас или не сотрудничали с вашей компанией, или лишь номинально числились директором, вывод полиции будет один – вы уклоняетесь от уплаты налогов.

Как решить проблему со свидетелями?
Свидетели должны давать чёткие, подробные и непротиворечивые показания, которые будут свидетельствовать о добросовестности вашей компании.

Как этого добиться?
привлечь адвоката с налоговой специализацией на ранней стадии проверки. Адвокат подготовит свидетелей к допросу, потому что у него есть опыт в подобных делах и список вопросов, которые полицейские будут задавать свидетелям;
получить от адвоката чёткий алгоритм действий, что делать, если проверяющие пытаются провести допрос без адвоката или без официальной повестки (например, вечером дома или на рабочем месте);
свидетели должны идти на допрос только с адвокатом.

В чём риск получения полицией информации из электронных носителей?
Во время полицейских проверок выемка происходит в 9 случаях из 10. Изымают компьютеры, флешки, получают информацию из  электронной почты. Полученная информация используется против компании.

Нам известен случай, когда полицейские изъяли компьютер и нашли на жестком диске бланк с печатью контрагента и документы, изготовленные от имени контрагента. Также находили электронную переписку сотрудников, из которой следовало, что сотрудники компании согласовывали документы от имени контрагента, т.е. участвовали в создании фиктивного документооборота.

Это говорит об одном — компания уклоняется от налогов, а против руководства будет возбуждено дело по ст.199 УК РФ.

Что делать, чтобы решить проблему с информацией на электронных носителях?
Узнав о полицейской проверке, нужно подготовиться:

разработать и внедрить систему локальных нормативных актов компании (положение о коммерческой тайне, персональных данных, соглашение о неразглашении конфиденциальных данных, регламент по выбору контрагента, разработать систему мер проявления должной осмотрительности и т.д.);
указанные акты должны правильно пониматься всеми сотрудниками и быть грамотно внедрены;
ввести в компании "режим конфиденциальной информации";
убрать все «лишние» документы из офиса;
исключить изъятие электронной информации;
обеспечить хранение информации на удаленном сервере, «облаке» и т.д.;
"почистить" электронную почту и принять меры к ограничению несанкционированного доступа к электронной переписке;
постараться не общаться с личных телефонов, а также не обмениваться конфиденциальной информацией через соцсети и мессенджеры.

Всё описанное выше необходимо сделать юридически грамотно.

Что это значит?

У проверяющих нашлось достаточно оснований для возбуждения дела против руководства компании. На этом этапе информация, собранная во время доследственной проверки, будет перепроверяться: ранее опрошенные будут допрошены повторно, причём более детально и обстоятельно. Будут допрашиваться лица, которых раньше не допрашивали. При этом следователь будет активно «склонять» свидетелей к даче нужных ему показаний.

В офисе и жилых помещениях топ-менеджеров компании будут проведены обыски.

Следователем будут назначены финансово-экономические, почерковедческие и другие экспертизы.

Возможно, расчётные счета и личное имущество подозреваемых будут арестованы.

Что необходимо сделать на этом этапе?
Расследование уголовных дел по неуплате налогов имеет свой механизм, некоторую «шаблонность». Зная этот механизм, можно предвосхищать действия следователя и заранее предпринимать контр-действия.

«Развалить» уголовное дело реально. Ниже мы описываем 4 таких кейса. Чтобы прекратить уголовное дело, необходимо участие опытного адвоката налоговой направленности.

Что это значит?

Ваш адвокат в одном лице, какой бы он ни был специалист, не может знать всё. Иногда адвокат устаёт, у него "замыливается глаз" и он перестаёт видеть некоторые очевидные вещи. В этом случае, дополнительное мнение по вопросу тактики и способов защиты возможно получить у независимого компетентного адвоката.

И не стоит опасаться раскрыть перед малознакомым человеком свою ситуацию. Во-первых, мы свято чтим адвокатскую тайну и профессиональную этику в делах своих клиентов. Во-вторых, вам не придется рассказывать нам все подробности вашего дела и намеченных планов по защите.

На консультации вы, не называя компанию и свои данные, лишь в общих чертах обрисуете возникшую ситуацию. Далее, вам все расскажет адвокат, после чего ответит на все ваши вопросы.

Почти всегда после анализа ситуации по возбужденному уголовному делу, налоговые адвокаты предлагают реализовать некоторые способы, которые не прорабатывались, но значительно усиливают позицию защиты.


Что надо сделать?
Вам надо договориться о консультации, по итогам которой адвокат сможет:

- скорректировать или заново выстроить методику защиты;
- предложить дополнительные мероприятия, которые значительно усилят позицию предпринимателя;
- составить необходимые процессуальные документы и т.д.

Защищать подозреваемого или обвиняемого могут несколько адвокатов. При защите по ст. 199 УК РФ часто возникает ошибка: применяется та же тактика защиты, которая применялась в арбитражном суде или ФНС. Но уголовные дела имеют свою специфику. Поэтому на стадии возбужденного уголовного дела мы рекомендуем обращаться к специалистам, имеющим опыт защиты предпринимателей в рамках уголовного преследования.

Можно выиграть дело в арбитражном суде, но проиграть суд по уголовному делу. Таких дел немало. Это возвращает к необходимости участия налогового адвоката с соответствующим опытом работы.

Кто должен защищать бизнесменов в при обвинении по ст.199 УК ?

Опытный адвокат. Безусловно, что адвокатский статус должен быть совмещен с опытом работы в сфере налогообложения и  уголовной практики по данной категории дел. Поэтому представляем вам руководителя Адвокатской коллегии «Налоговые адвокаты».
Руководитель нашей компании - Роман Черненко.
Адвокат Адвокатской палаты города Москвы. Регистрационный номер 77/9869, член палаты налоговых консультантов России.

C 2002 года Черненко Роман работал в прокуратуре, где с самого начала курировал работу органов налоговой полиции и деятельность ФНС.
В своей работе он осуществлял надзор за законностью расследования уголовных дел налоговой направленности и обеспечивал поддержание  государственного обвинения в судах по данной категории дел. Таким образом, он знает работу правоохранительных органов «изнутри».

с 2008 года ушёл в частную практику и занимается защитой компаний и бизнесменов от налоговой и уголовной ответственности.


Роман Черненко является практиком:  каждый день защищает бизнесменов во время допросов, обысков, выемок, участвует в судах на стороне бизнесменов.

4 примера того, как удалось добиться прекращения уголовных дел по ст. 199 УК РФ



Пример №1


Добились прекращения уголовного дела, доказав реальность спорных операций

Что случилось?


В компанию пришла выездная проверка. По её результатам компании вменили уклонение от уплаты налогов на 60 млн рублей с помощью более, чем 10-ти однодневок. Возбуждено уголовное дело.

Что грозило предпринимателю?

До 6-ти лет лишения свободы (ч.2 ст.199 УК РФ). А также взыскание с компании 60 млн + пени и штрафы.

Результат


Доказали, что сделка была реальной, а раз так, то незаконной оптимизации налогов при помощи «однодневок» нет.

Каким образом доказали?

Рассчитали трудозатраты, и расчёт показал, что сотрудники компании не могли своими силами выполнить спорные работы;
«Отбили» обвинение в том, что компания привлекала к работе физлиц без оформления.

Получается, что спорные работы выполнили компании, которые следствие ошибочно посчитало однодневками. А значит, документы фирмы содержат правдивую информацию.

Итог: уголовное дело прекращено.


Пример № 2

Добились прекращения уголовного дела, доказав отсутствие умысла

Что случилось?

В компанию пришла с выездной проверкой ФНС и доначислила более 50 млн рублей. Основание доначисления — отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагентов. Против директора возбудили уголовное дело.

Что грозило директору?

До 6-ти лет лишения свободы (ч.2 ст.199 УК РФ).

Что мы сделали?

Проанализировали ситуацию и убедились, что директор не виноват.

Почему он не виноват?

В компании действовали документы, которые возлагали ответственность за поиск контрагентов на менеджеров и юристов, но никак не на директора:

- положение о договорной работе;
- положение о должной осмотрительности;
- положение о выборе контрагентов и другие.

Директор не выбирал контрагентов. Он контактировал с теми, кого ему предоставляли менеджеры и юристы. Поэтому директор не мог нести ответственность, в том числе уголовную, за то, что некоторые из контрагентов оказались сомнительными.

Итог: уголовное дело прекращено.


Пример № 3

Добились прекращения уголовного дела в безвыходной ситуации

Что случилось?

Прошла выездная проверка, по результатам которой были доначисления. Возбуждено уголовное дело.

Что мы сделали?

В этом деле всё было против налогоплательщика. Но следователь допустил ошибку. Он возбудил уголовное дело слишком поздно.

Почему? Он дожидался окончания выездной проверки и решений судов, в т.ч. апелляции. Это заняло много времени.Когда уголовное дело против директора дошло до суда, адвокат заявлял ходатайства об экспертизах, представлял доказательства и тянул время.

Следствие затянулось.В уголовном праве есть сроки привлечения к ответственности. Если они пришли, уголовное дело должно быть прекращено, даже если есть «железобетонные» доказательства вины обвиняемого.
Так и получилось в этом деле.

Итог: уголовное дело прекращено потому, что истекли сроки давности (адвокату удалось протянуть время).


Пример №4


 Адвокат доказал нарушения в ходе экспертизы. В результате этого дело вернулось из суда следователю и было прекращено

Что случилось?

ФНС провела выездную проверку и доначислила компании более 30 млн рублей налога. Возбудили уголовное дело. Следователь назначил ряд финансово-экономических экспертиз, результаты которых легли в основу обвинения.

Что мы сделали?

Мы проанализировали заключение эксперта и обнаружили, что в экспертизах присутствуют:

- арифметические ошибки;
- неправильный расчёт при исчислении налогов (например, эксперт анализировал 2 финансовых года, тогда как в постановлении на экспертизу следователь просил указать сумму налогов за 3 года);
- нарушения методики проведения экспертизы (экспертом не был правильно произведен расчет процентного соотношения доли неуплаченных налогов к общей сумме исчисленных и уплаченных налогов, эксперт принял во внимание лишь часть документов и безосновательно не учел иные затраты налогоплательщика).

Суд согласился с защитой и вернул дело следователю, которому ничего не оставалось, кроме как прекратить дело.При этом защита применяла хитрость. Мы не сообщали следователю о найденных нами ошибках до направления дела в суд, чтобы следователь не мог исправить эти ошибки.

Итог: уголовное дело прекращено.

Чем раньше вы подключите налогового адвоката, тем больше шансов, что дело можно прекратить

Чтобы эффективно защищать бизнесменов, адвокату нужно время. Разобраться в деле, своевременно сформировать и согласовать со всеми заинтересованными лицами доказательственную базу, провести расчёты (как в четвёртом примере), выстроить линию защиты, подготовить доказательства, сравнить дело с актуальной судебной практикой. Чем раньше бизнесмен идёт к адвокату, тем лучше для бизнесмена.

Помните, что формальные ответы на вопросы полицейских, например, «контрагента нашел через интернет и передача документов происходила через курьера или почту России», «обсуждение условий договора происходило по телефону, номер которого не сохранился» будут только на руку полицейским. Такие ответы говорят о нереальности отношений с контрагентом.

Умные люди предпочитают учиться на чужих ошибках. Многие бизнесмены совершили ошибку: не привлекли адвоката к делу. Поэтому оставляйте заявку на сайте или звоните Роману Черненко. Каждый день на счету.
+7 (499)375-05-12 +7 (915)320-98-01

Задайте вопрос налоговому адвокату Роману Черненко

Спасибо за обращение, ваша заявка отправлена!
Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Получить консультацию адвоката

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Политика конфиденциальности

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
— автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
— блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
— информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
— обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
— обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
— оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
— персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
— предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
— распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
— трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
— уничтожение персональных данных — действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
— законности и справедливой основы;
— ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
— недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
— недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
— обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
— соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
— недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
— обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
— уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
— обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
— обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
— обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
— осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);
— осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
— субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
— персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
— обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
— обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
— обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность — биометрические персональные данные — могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»  при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);
— обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
— обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
— наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
— исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
— назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
— ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
— ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
— организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
— определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
— разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
— использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
— проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
— разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
— регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
— использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
— применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
— организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
Закрыть окно