С 1 июля 2022 года в Москве, Московской и Калужской областях и в Республике Татарстан можно будет применять новый экспериментальный налоговой режим — автоматизированную упрощённую систему налогообложения (АУСН). Кратко рассказываем, что она из себя представляет.
АУСН вводится законопроектом № 20281-8 О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». На момент написания этой статьи законопроект принят Думой в первом чтении.
Кто сможет применять АУСН?
Компании и предприниматели с годовой выручкой до 60 млн руб и со штатом работников 5 человек и меньше. То есть микробизнес.
Да и микробизнес не весь сможет пользоваться АУСН.
Какие ограничения установлены для применения АУСН
По видам деятельности и организационной форме:
- организации, имеющие филиалы и (или) обособленные подразделения
- банки и небанковские кредитные организации
- страховщики
- негосударственные пенсионные фонды
- инвестиционные фонды
- профессиональные участники рынка ценных бумаг
- ломбарды
- крестьянские фермерские хозяйства
- казенные и бюджетные учреждения
- иностранные организации
- микрофинансовые организации
- частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала)
- некоммерческие организации
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления и на праве хозяйственного ведения
- организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр
- организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции
- организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Есть исключения
- организации и ИП, производящие подакцизные товары. Исключение: подакцизный виноград, вино и т.д.
- организации и ИП, работающие с ценными бумагами, производными фининструментами, оказывающие кредитные или финуслуги
- организации и ИП-участник договора простого товарищества, инвесттоварищества, доверительного управления имуществом, концессионного соглашения
- организации и ИП, работающие на основе договоров поручения, комиссии или агентского договора.
По сотрудникам:
- организации и ИП, у которых работают люди, имеющие право на досрочную пенсию: работники на подземных работах, с вредными, с тяжелыми условиями, в горячих цехах, на ЖД-транспорте (стт. 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях»);
- организации и ИП, у которых работают нерезиденты России
- организации и ИП, у которых работает 6 человек и более. На АУСН можно только до 5-ти сотрудников
По доходам и имуществу:
- организации и ИП с доходами за год от 60 млн руб
- организации и ИП, у которых стоимость основных средств более 150 млн руб
По порядку выплаты зарплаты:
- организации и ИП, которые платят зарплату через банк, не включённый в специальный список банков, которые могут обслуживать бизнес на АУСН. Список «правильных» банков подготовит налоговая
- организации и ИП, у которых работники платят НДФЛ по ставке 9, 30 или 35%
- организации и ИП, которые платят зарплату наличностью или через небанковские кредитные организации.
Ещё АУСН не могут применять нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и другие лица, занимающиеся частной практикой. Ограничения впечатляющие.
Можно ли совмещать АУСН с другими налоговыми режимами
Совмещать АУСН с другими режимами налогообложения нельзя.
Какие налоги не надо платить на АУСН
Компании на АУСН не платят:
- налог на имущество
- налог на прибыль.
Предприниматели на АУСН не платят:
- НДФЛ
- налог на имущество физлиц.
Из всех пунктов выше есть исключения.
НДС на АУСН тоже не платится. Исключение — при импорте товаров в Россию.
Каковы ставки налогов на АУСН и надо ли подавать декларацию?
С доходов — 8%
С доходов, уменьшенных на расходы — 20%
Менять объект налогообложения можно раз в год до 31 декабря. Менять объект в течение года нельзя.
Декларацию подавать не надо. Забегая вперёд — это потому, что налоговая на АУСН и без декларации все про вас будет знать.
Надо ли платить взносы на АУСН
Нет, не надо. Фиксированных взносов на АУСН не будет. Ни на пенсию, ни на медстрахование, ни на потерю трудоспособности средства перечислять не надо будет. Надо — только на травматизм.
Но пенсионные права работников не пострадают: деньги на пенсии в ПФР докинут из общего бюджета.
Сдавать расчёты по взносам тоже не надо. Но в банк направлять информацию о доходах сотрудников придётся.
Кто будет считать налог и когда его платить?
Как вы, наверное, уже догадались, эту почётную функцию налоговая любезно берёт на себя. Инспекция будет получать информацию о доходах и расходах бизнеса:
- с помощью ККТ;
- из банков, где у бизнеса открыты счета;
- из личного кабинета налогоплательщика на сайте налоговой (предполагается, что надо самостоятельно вводить в ЛК информацию о доходах и расходах, если они почему-то были совершены вне ККТ и вне р/с в банке).
Потому и нельзя при применении АУСН «смешивать» этот налоговый режим с каким-либо другим режимом, что подавать информацию в налоговую будет банк. У банка нет возможности выяснять, в рамках какого режима налогообложения получен доход. Поэтому, если бы АУСН применялась с каким-то другим режимом, с тем же патентом, например, банк не знал бы, какую информацию подавать в инспекцию. А когда сомнений в режиме нет, то и проблемы не возникает.
Налоговый период — месяц. То есть и платить налог по АУСН придётся каждый месяц. До 15-го числа месяца налоговая пришлет в личном кабинете налогоплательщика уведомление, в котором укажет, с какой суммы надо платить налог и, собственно, сколько платить. Уведомление будет за предыдущей месяц, например, за март уведомление придет до 15-го апреля, за апрель — до 15 мая и т.д.
А вот когда именно платить, из текста законопроекта неясно; надеемся, что депутаты отредактируют текст. Сейчас в законопроекте сказано так:
Уплата суммы налога производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Что такое «второго месяца»? За март надо платить до 25 апреля или до 25 мая? Склоняемся, что имеется в виду «через 10 дней после того, как инспекция пришёл уведомление с расчётом», но уверенности пока нет.
Как начать применять АУСН и как перейти с него на другой режим?
Уже работающим компаниям и ИП надо уведомить налоговую о переходе на АУСН до 31 декабря. Со следующего года они будут уже на АУСН.
Вновь созданным компаниям и вновь зарегистрированным ИП надо направить в инспекцию уведомление о желании работать на АУСН в течение 30 дней после регистрации.
АУСН — это как минимум на год. В течение календарного года нельзя отказаться от этого режима и перейти на другой режим: придётся ждать конца года.
Что будет, если «слететь» с АУСН?
Компания утрачивает право применять АУСН, если выбивается из критериев: например, открывает филиал, нанимает 6-го работника или начинает зарабатывать больше 60-ти млн руб в год.
Если бизнес потерял право применять АУСН, то он должен уведомить налоговую об этом и перейти на УСН или единый сельхозналог.
Но инспекция может и сама перевести компанию на упрощенку или сельхозналог, если узнает, что фирма больше не может применять АУСН.
Наше мнение: АУСН — невнятный налоговый режим с бледными плюсами и печальными минусами
Платить взносы за работников (а ИПшникам — и за себя тоже) не надо. Это плюс. Но сами ставки налога подросли — до 8% и 20%. Без предварительного расчёта, будет ли АУСН выгоден для вашего бизнеса, переходить на новый налоговый режим точно не надо.
Отчётность в налоговую убрали, зато отчётность в банки добавили. А предприниматели кроме налоговой декларации и так никаких документов в инспекцию не отправляли, так что для них выгоды в уменьшении документооборота не видно. Ну и кроме того, разрешённым на АУСН 5-ти сотрудникам платить зарплату надо, поэтому полностью от бумажной волокиты новый режим не избавляет.
На перечисление налога отводится всего 10 дней (вроде бы по тексту законопроекта получается так). Считать налог будет инспекция. Это значит, что времени на оспаривание расчёта, с которым бизнес не согласен, не будет.
В целом, привлекательность нового налогового режима вызывает большие сомнения. Однако проект прошёл пока только первое чтение, и не исключено, что он будет отредактирован в лучшую сторону. Хотя не исключено, что и в худшую.

