В 2022 году 92% выездных налоговых проверок закончились доначислениями налогов, пеней и штрафов. Было проверено 7 383 компании, и в 7 083 случаях проверки обнаружили нарушения. Ниже мы пишем, почему такой высокий процент «попаданий».
В среднем в 2022 году по России на одну организацию, в которой инспекция нашла нарушения, было доначислено 74,2 млн руб (это и налоги, и пени, и штраф).
Из этой статьи вы узнаете, что предшествует проверке, как она проходит, какие мероприятия проводит инспекция, как они оформляются, как именно налоговая ищет доказательства, нужные ей для доначислений и как можно отстоять свои права.
Какой срок охватывает: по закону 3 года до даты вынесения решения о проведении проверки. Например, если решение вынесено в 2022 году, то проверять могут 2019-2021 годы. Как правило, проверяют по максимуму — 3 года.
Но бывает и по-другому. Налоговая может «захватить» и часть текущего года. Такое случается редко, например, когда проверяется 2 года, при этом у компании есть спорный контрагент, работа с которым велась в первых 2-х кварталах текущего года, и компания не хочет убирать вычеты по НДС в отношении него. Инспекция может в таком случае сказать «ах так! Ну тогда зацепим проверкой и 2 квартала этого года, чтобы собрать всю информацию по этому контрагенту и доначислить по нему».
Продолжительность проверки: 2 месяца, но срок может быть увеличен до 4 и до 6 месяцев. Необходимо также помнить, что ФНС может приостановить выездную проверку на полгода для получения необходимой ей информации. Если информация запрашивается в иностранном государстве, то приостановление может быть до 9-ти месяцев. На практике выездная налоговая проверка длится 6-12 месяцев (с учетом приостановлений).
Тут ещё надо понимать, что иногда налоговая «зависает» с вынесением решения по проверке на много месяцев, а иногда и вообще на годы. Вот проверка проведена, акт составлен, компания представила возражения, инспекция их рассмотрела, и надо выносить финальное решение. И между возражениями компании и вынесением решения может пройти и год и два. Такое бывает, когда инспекторы понимают, что их позиция слаба, но и отказаться от своих выводов они не хотят.
В это время проверяющие проводят контрольные мероприятия, собирают дополнительные доказательства, чтобы усилить свою позицию, продолжают согласование своей позиции с управлением. А иногда просто не выносят решение, чтобы не получить критику со стороны управления, которые в соответствии с регламентами должны контролировать проверку и её результаты.
Как проводится: согласно НК, выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, но на деле, инспектор редко появляется в компании. Все документы налогоплательщик предоставляет в налоговый орган, где инспектор и анализирует представленную информацию.
Что такое тематическая налоговая проверка? В Налоговом кодексе такого термина нет. Но он есть в Письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.). В этом письме ФНС рекомендует налоговым органам в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок).
То есть тематическая налоговая проверка — это разновидность выездной налоговой проверки. Она проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее 3-х лет (например, 1, 2 квартала или 1 год).
Это своего рода сокращённая выездная налоговая проверка. Только вот её последствия такие же тяжёлые для компании, как и проведение «полноценной» выездной проверки.
Почему инспекция любит тематические проверки:
Цель — не просто найти нарушения и доначислить налоги, а взыскать доначисленное.
Поэтому налоговой интересны те компании, которые:
С кого можно взыскать? В первую очередь — с самой компании, конечно. А если у неё по каким-то причинам уже нет имущества и денег? Тогда надо взыскивать с аффилированных юрлиц (например, на которые был переведён бизнес и имущество после того, как компания получила решение о проведении выездной) или лично с директора/учредителей, которые выводили имущество на своих жён, родителей и детей.
То есть налоговой интересен тот бизнес, который сам может заплатить доначисленные налоги, пени, штрафы и тот, через который можно дотянуться к другому бизнесу или состоятельным физлицам.
О том, как налоговая определяет, как и с кем компании аффилированы и у кого есть, что взять — ниже.
Официально выездная налоговая проверка начинается с вынесения решения, которое принимает руководитель или заместитель руководителя налогового органа по месту нахождения налогоплательщика.
На практике всё хитрее. На самом деле выездной налоговой проверке предшествует предпроверочный анализ, во время которого ФНС получает массу информации о деятельности компании-налогоплательщика и его бенефициаров — юридических и физических лиц.
Налоговая пользуется массой программ (и своих, и программ других «органов», например, таможни), которые собирают информацию о бизнесе, сопоставляют её и выдают инспектору так, чтобы он мог сделать из неё какие-то выводы. Эти программы совершенствуются и интегрируются друг с другом. Ниже неполный список таких программ.
АСК НДС-2. Эта программа ищет разрывы в цепочке уплаты НДС: сопоставляет информацию, полученную от компании-налогоплательщика с информацией от его контрагентов. Если есть «разрыв», то, возможно, кто-то «химичит» с НДС. У АСК НДС-2 есть «надстройка». Это
СУР АСК НДС-2 и ПП “Контроль НДС”. Программа, которая выставляет каждому налогоплательщику уровень риска: «низкий», «средний», «высокий». В категорию «высокий риск» попадают компании, которые не имеют ресурсов, чтобы заниматься заявленной деятельностью, платит НДС по минимуму или не платят вообще, связанные с однодневками.
ПК АИС “Налог-3” система позволяет контролировать и анализировать НДС, налоги физлиц, данные контрольно-кассовой техники, а также движение денежных средств. Система определяет вывод денег через ИП и их обналичивание, раскрывает схемы с “бумажным НДС”.
Программно-информационный комплекс (ПИК) «ВНП-Отбор» анализирует известные данные о компании по 43-ём критериям. Программа начисляет баллы. Больше баллов — подозрительнее компания, вероятность выездной проверки выше.
ПИК «Однодневка» собирает сведения о «массовых» учредителях и руководителях компаний и о «массовых» регистрациях. К контрагентам таких компаний будут вопросы.
ПИК «Налог-3». Самая всеобъемлющая база, в которой собрана масса информации о налогоплательщике: наличие средств, имущества, состав учредителей и руководителей и т.д.
К тому же, инспекция получает информацию из ЗАГСа, Росреестра и ГИБДД: она знает, кто чей супруг, супруга, родитель, ребёнок, у кого какое имущество и кому это имущество продавалось или дарилось. Отсюда приблизительно понятно, с кого какие суммы можно взыскать.
Например, если директор вывел из компании производственное здание, которое купила компания, оформил на свою мать, потом это здание купил сын директора, то налоговая все это видит. И понимает, что при больших доначислениях компании директор будет привлечён к субсидиарной ответственности, и все сделки со зданием будут «отмотаны» назад. То есть здание сначала вернется в собственность юридического лица, затем его с торгов можно будет продать, а вырученные от продажи деньги направить на погашение налоговой задолженности перед бюджетом.
В Концепции прописано, что насторожит инспекцию:
Если налоговая нагрузка компании равна или выше среднеотраслевой — все нормально, у инспекции вряд ли будут вопросы, ведь главная задача налоговой — собирать налоги. А если компания платит меньше, чем подобные компании в том же регионе — вот тут возможны проблемы. Риск выездной налоговой проверки возрастает.
Это покажется инспекции странным — как же компания функционирует, если у неё сплошные убытки? Варианты тут могут быть разными — например, компания купила дорогую недвижимость, и теперь несколько периодов подряд отражает в отчётности убытки.
Промежуточный итог: скорее всего, инспекция придет в компанию, в цепочке контрагентов которой есть разрывы по уплате НДС, при условии, что директора контрагентов — номиналы, оплата в адрес контрагента не производилась (бумажный НДС) и при этом с компании есть, что взять.
Инспекция обязана сделать это по своим внутренним регламентам, чтобы понять, были сделки на самом деле или нет.
Допустим, компания покупала кирпич. Дальше три варианта:
Вначале, пытаясь доказать что сделка по закупке кирпича фиктивная, инспекция анализирует деятельность спорного поставщика и делает вывод, что кирпич не закупался. А если он спорным поставщиком не закупался, то и в адрес проверяемого налогоплательщика не мог быть поставлен.
Далее налоговая запросит документы у проверяемой компании (чтобы посмотреть, строила компания что-либо кому-то из этого кирпича) и покупателей (покупал ли кто-то у компании этот кирпич).
А если и строила, то сколько кирпича ей понадобилось на этой стройке? Может, там бетонные блоки использовались, а не кирпич? Инспекция все это будет проверять по запрошенным документам, а также уточнять в ходе допросов работников компаний (как и кто привозил кирпич, где он хранился, где он использовался и в каком объеме и кто это еще может подтвердить).
Инспектора вникают в ситуацию. Известен случай, когда компания якобы перевозила некую гигантскую трубу на газели. Инспектор вбил в поисковую строку артикул этой трубы, и стало ясно, что она просто раздавила бы газель. Фиктивность перевозки стала очевидной.
Ещё налоговики могут оценить объём спорной перевозки. Например, компания заявляет, что она перевезла тонну некого товара. Инспектор может задаться вопросом: а в кубических метрах это сколько? И мог ли транспорт, который перевозил этот товар, реально перевезти его с учётом его объёма?
Дальше это решение надо вручить налогоплательщику.
Инспектор звонит директору компании и говорит, чтобы тот приехал в ИФНС и получил решение. Если тот приезжает и получает решение, но вопрос с вручением закрыт.
Если директор по какой-то причине не приезжает (обещал приехать, но не приехал, перестал отвечать на звонки и т.д.), то инспекция направляет решение по ТКС.
Главный документ — это решение о проведении выездной налоговой проверки. В тексте решения должно быть указано:
Участвовать в проверке могут только те инспектора, которые указаны в решении. Бывает, что в состав проверяющих пытаются «затесаться» те налоговики, которых в решении нет, например при выемке. Таких надо «заворачивать» прямо на входе. И конечно, следует изучить удостоверения налоговиков, чтобы не оказалось, что в решении указаны одни люди, а в офис пришли другие.
ФНС может привлечь к проверке сотрудников правоохранительных органов. Это законно. Они тоже должны быть вписаны в решение о назначении проверки. Случается, что сотрудники полиции включаются в состав проверяющей группы позднее. Полномочия правоохранителей во время проверки ограничены Налоговым кодексом.
Наблюдение из практики: ещё несколько лет назад налоговая сразу же включала в состав проверяющей группы сотрудников полиции. Но теперь это редкость. Поэтому, если в изначальном решении сотрудников полиции не было, а потом налоговая прислала вам решение об изменении состава проверяющей группы (включила полицейских в состав группы), то с высокой вероятностью в течение недели или двух к вам в офис придут с обыском и выемкой, чтобы изъять компьютеры и документы.
Через несколько дней инспекция направляет требование о предоставлении всех документов за 3 года.
Ниже — реальный пример требования, которое было направлено компании, выездную проверку которой мы сопровождаем:
Инспекция запросила
1) документы:
1.1 Книги покупок за 01.01.2019 – 31.12.2021 гг. (в электронном виде в формате EXCEL);
1.2 Книги продаж за 01.01.2019 – 31.12.2021 гг. (в электронном виде в формате EXCEL);
1.3 Сводные оборотно – сальдовые ведомости за 2019, 2020, 2021 года с разбивкой по годам (в электронном виде в формате EXCEL);
1.4 Оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01, 02, 03, 04, 10, 19, 20,26,41, 44, 50,51,52, 58, 60, 62, 63, 66, 67, 68, 99 (в разрезе налоговов), 76, 91-1, 91-2, 94, 98 в разрезе субсчетов, объектов учета, контрагентов, а также по забалансовым счетам за 2019, 2020, 2021 гг. (в электронном виде в формате EXCEL);
1.5 Карточки по счетам 01, 02, 03, 19, 20, 26,41, 44, 52, 58, 60, 62, 63, 66, 67, 68-2, 76, 91-1, 91-2, 94, 98, 99 в разрезе субсчетов, объектов учета, контрагентов за 2019-2021 гг. (в электронном виде в формате EXCEL);
1.6 Карточки бухгалтерских счетов 68.1 и 70 за 2019, 2020, 2021 гг. с разбивкой по годам (в электронном виде в формате EXCEL);
1.7 Постатейная расшифровка доходов от реализации, внереализационных доходов, расходов, уменьшающих доходы от реализации, внереализационных расходов за 2019-2021 гг;
1.8 Отчеты по основным средствам на 01.01.2019 г., 31.12.2019 г., 31.12.2021 г.;
1.9 Регистры налогового учета за 2019 г., 2020 г., 2021г;
1.10 Акты инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, товаров, дебиторской и кредиторской задолженности на 01.01.2019 г., 31.12.2019, 31.12.2021 г..;
1.11 Постатейная расшифровка доходов от реализации, внереализационных доходов, расходов,уменьшающих доходы от реализации, внереализационных расходов за 2019-2021 гг. с разбивкой по годам;
1.12 Копии штатного (перечень сотрудников, в том числе уволенных) расписания с наименованием должностей и ФИО сотрудников, Положения об оплате труда, Положения о премировании, Коллективного договора, действовавшие в период 2019-2021 гг.;
1.13 Копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения за период 2019-2021 гг. с приложением рабочего плана счетов.;
1.14 Копии приказов о назначении (увольнении) руководителя организации и главного бухгалтера за период 2016-2022 гг.
1.15 Регистр расчета доли совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции от реализации которых не подлежат налогообложению за 2019, 2020, 2021 гг. поквартально (п.4 ст. 170 НК РФ);
1.16 Регистр расчета пропорции стоимости реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализованных за 2019, 2020, 2021 гг. поквартально (п.4 ст. 170 НК РФ).;
1.17 Расчет резерва по сомнительным долгам за период 2019, 2020, 2021 гг.;
1.18 Кредитные договоры и договоры займов за период 2019-2021 гг., расчет процентов к договорам займа, платежные поручения, подтверждающие получение и возврат заемных средств, а также уплату штрафных санкций и процентов по кредитным договорам и договорам займа.;
1.19 Договоры (в том числе по приобретению векселей, залога (заклада) ценных бумаг) с приложениями и дополнениями, карточки бухгалтерских счетов, на которых отражены операции по договорам.;
1.20 Журнал, книга учета движения векселей (собственных векселей, банковских и векселей третьих лиц) с приложениями копий векселей.;
1.21 Карточка счета 58 «Финансовые вложения» за 2019 г., 2020 г., 2021 г., оборотно – сальдовая ведомость по счету 58 «Финансовые вложения» за 2019 , 2020, 2021 года с аналитикой по субсчетам и контрагентам.;
1.22 Все договоры, со всеми приложениями и дополнениями, на приобретение/реализацию векселей (банковских, собственных и векселей третьих лиц) за период 2019-2021 гг.;
1.23 В случае наличия векселей по состоянию на 01.01.2019 года, предоставить документы, подтверждающие их приобретение в более ранние периоды.;
1.24 Расчет курсовых разниц в разрезе каждого месяца, также налоговый регистр по курсовым разницам (помесячно) за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 года.;
1.25 Договоры со всеми приложениями и дополнениями, отчеты о выполнении работ к вышеуказанным договорам, счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ, карточки счета 60, 62, 76, 19, (в электронном виде в формате EXCEL) налоговые регистры, подтверждающие включение в состав расходов затрат, выписки из книг покупок, выписки из книг продаж, заявки, товарно-транспортные накладные, иные первичные документы по следующим контрагентам: [список из 19-ти контрагентов].
На самом деле это не все. Мы не стали копировать требование полностью. Полагаем, что и та часть, которую вы видите, весьма красноречива.
Кроме этого, инспекция обязательно захочет посмотреть:
Это чтобы проверить, насколько вы проявили должную осмотрительность при выборе контрагента.
Одновременно с этим налоговая направляет такие же требования и поставщикам и покупателям налогоплательщика, чтобы посмотреть — а что у них с этими же договорами, актами сдачи-приёмки, товарно-транспортными накладными? Если есть разночтения (разные даты, разные реквизиты, предметы договоров, другие несовпадения), то налоговая истолкует это, словно никакой реальной деятельности не было, договоры — «липа», а контрагенты недобросовестны. Следовательно, прощайтесь с вычетами НДС и затратами по налогу на прибыль.
Пока контрагенты не предоставить запрошенные документы, инспекция формально приостанавливает проверку, чтобы её время зря «не капало».
Инспекция изучила документы и, скорее всего, нашла в них сомнительных поставщиков. Например, ООО «Лютик» выполнял для вас некие объемные работы, но:
Но этого недостаточно для доначислений. Налоговая в силу закона обязана подтвердить налоговое нарушение. Подтвердить — значить представить доказательства. Поэтому она продолжит собирать информацию.
Одно из любимых мероприятий инспекции — допросы. Инспектора любят допросы потому, что свидетели выдают массу нужной инспекторам информации, а те ещё и толковать сказанное умеют в свою пользу.
Будут допрашивать тех, кто контактировал (или должен был контактировать) с Лютиком:
О допросах в налоговой можно рассказывать столько, что у нас есть серия статей об этом. Особенно рекомендуем ознакомиться со статей о том, как правильно готовиться к допросу.
Сопровождение на допрос в налоговую инспекцию,
органы полиции, СК РФ
Часто бизнесмены думают, что идти на допрос в инспекцию можно без адвоката. Уже в первые пять минут допроса они понимают, что совершили ошибку. Учитесь на чужих ошибках. Обратитесь к адвокату за подготовкой и сопровождением на допрос
Узнайте большеНо допросы — это ещё не все. Ещё налоговая любит осмотры, обыски и выемки. Выемку документов инспекция проведет, если вы не прислали запрошенные документы. Хотя на самом деле можно и документы не прислать, и с долей вероятности под выемку с выездной проверкой не попасть.
Во время выемки изымают и документы и электронные носители. Если у компании нет электронных копий документации, то выемка может парализовать всю работу. Осмотры могут сопровождаться инвентаризацией, например, когда нужно сверить количество товара на складе с количеством, отраженным в учёте. Рекомендация – хранить все документы в электронной базе, чтобы деятельность компании не оказалась парализована.
Если налоговая найдёт печати контрагентов, или документы от имени контрагентов в электронном виде (например счет-фактуры, товарные накладные) где из свойств файла будет видно, что документы были созданы поздней датой, нежели дата хозяйственной операции, то это почти однозначно послужит выводом о том, что контрагенты существуют только на бумаге, операции не реальны, а документооборот фиктивен. Прощайте вычеты по НДС и затраты по налогу на прибыль.
О выемках о осмотрах тоже можно много писать, но в этой статье не будем.
Анализ IP-адресов. ФНС проверяет, с каких IP-адресов налогоплательщик и его контрагенты направляют информацию в банки и саму ФНС. Если IP-адреса совпадают, то это свидетельствует об их подконтрольности. Зачастую IP-адреса нескольких спорных контрагентов тоже пересекаются, из чего инспекция делает вывод, что вы для налоговой оптимизации использовали “площадку”.
И это ещё не всё.
Раньше налоговая часто назначала почерковедческую экспертизу, чтобы доказать, что подписи директора контрагента на самом деле не его. Но после внесения в Налоговый кодекс ст.54.1, где прямо сказано, что недостоверная подпись контрагента не является основанием для отказа в вычетах, смысл почерковедческой экспертизы для налоговой пропал.
Напоминаем, что налогоплательщик вправе заказать собственную экспертизу и использовать свои экспертные заключения для обжалования решений и действий инспекции. Есть практика, когда при помощи экспертных заключений ещё на этапе досудебного урегулирования удавалось снизить доначисления.
Вообще мы давно не сталкивались с экспертизами со стороны инспекции. Хотя сами мы недавно добились назначения финансово-экономической экспертизы, где в рамках налоговой реконструкции надо было произвести расчёты. Также по своей инициативе проводим товароведческие экспертизы или расчет трудозатрат (там где спорим с доводом инспекции о возможности выполнения работ собственными силами).
В последний день выездной налоговая составляет справку об окончании выездной налоговой проверки. Этот документ означает, что инспекторы выполнили все мероприятия, которые хотели и ушли на анализ собранной информации и подготовку акта.
Составление акта. После составления справки,ь у инспекции есть 2 месяца, чтобы составить акт выездной налоговой проверки. По ссылке подробная статья, посвящённая именно актам, поэтому тут подробно расписывать не будем.
Налоговая вручает акт представителю налогоплательщика лично или по ТКС, в редком случае может быть направлен по юридическому адресу компании, в связи с этим уклоняться от получения акта совершенно бессмысленно, потому что он все равно будет считаться вручённым.
Возражения на акт проверки. По логике и по закону налогоплательщик может возражать на акт — не соглашаться с выводами инспекции, обращать внимание на то, что она что-то не учла или расценила неверно. Возражать на акт, безусловно, надо.
По закону у бизнеса есть месяц на подготовку возражений. Ещё две недели инспекция закладывает на то, чтобы ознакомиться с этими возражениями и выработать позицию, с чем из возражений она готова согласиться, с чем нет. Поэтому рассмотрение материалов налоговой проверки происходит примерно через 1,5 месяца после вручения акта.
Рассмотрение материалов проверки. В определенную дату и время инспектора и представители бизнеса встречаются в инспекции, где окончательно проясняют позиции друг друга. Но есть одна хитрость.
Лайфхак налогового адвоката: часто мы представляем возражения на акт не в течение положенного месяца, а прямо в день рассмотрения материалов. Казалось бы, мы тем самым нарушаем срок. На самом деле нарушения нет, потому что в НК сказано, что налогоплательщик имеет право представлять пояснения устно и письменно, с приложениями и документами на рассмотрении материалов проверки. Инспекции приходиться принимать документы, и на рассмотрении материалов получалось, что инспекторы не успели ознакомиться с нашими возражениями, в связи с чем позиция налоговой в глазах её руководства, присутствующего на рассмотрении возражений, ослаблялась.
Дополнительные мероприятия налогового контроля. По практике, в Москве и МО, когда компания возражала на акт проверки, инспекция всегда уходила на дополнительные мероприятия налогового контроля. Это значит, что инспекция хочет опровергнуть те возражения, которые подал налогоплательщик, чтобы её позиция стала сильнее, а вероятность, что суд согласиться с доначислением — выше. На допмероприятия у инспекции есть месяц.
В ходе допмероприятий инспекция может собирать те же доказательства, что и во время основной проверки: допрашивать свидетелей, получать банковские выписки, истребовать и изучать документы и т.д. Не вправе – проводить выемки, осмотры, привлекать специалистов, однако если такие нарушения и встречаются, суды на них зачастую не обращают внимание.
Консолидированные (итоговые, финальные) возражения с учётом дополнений к акту. После того, как инспекция провела дополнительные мероприятия налогового контроля, она присылает налогоплательщику Дополнения к акту, в котором указано, что она в их процессе накопала. И налогоплательщик опять возражает, на это у него есть 15 дней. Мы называем эти возражения консолидированными, но это чисто наш термин. Можно называть их возражениями на дополнения к акту.
Ещё один лайфхак налогового адвоката: налогоплательщику лучше раскрывать все свои карты только в консолидированных возражениях. Почему? Чтобы инспекция не смогла провести «работу над ошибками». Если мы покажем инспекции в первых возражениях на акт проверки, что она сделала не так (не нашла и не допросила директоров спорных контрагентов, не провела осмотры, не запросила документы), то она сможет исправить эти упущения во время дополнительных мероприятий.
Финальное рассмотрение материалов проверки. Теперь, когда инспекция провела допмероприятия и получила наши возражения на них, мы опять собираемся на рассмотрение материалов проверки. Теперь уже финальное рассмотрение. Инспекция не может провести ещё одни, вторые, дополнительные мероприятия налогового контроля. Теперь инспекции надо выносить решение по результатам выездной проверки.
Но решение — это уже другая история и тема для другой статьи.
А чтобы вам было проще ориентироваться в сроках, приводим список того…
Дата составления справки об окончании выездной налоговой проверки — составляется в последний день проведения налоговой проверки (п.2 ст. 89 НК РФ).
Акт выездной налоговой проверки — составляется в течение двух месяцев со дня составления справки (п.8 ст. 89 НК РФ).
Вручение акта ВНП — 5 дней с даты акта ВНП (п.5 ст. 100 НК РФ).
Представление в инспекцию возражений на акт — в течение 1 мес. со дня получения акта ВНП (п.6 ст. 100 НК РФ).
Принятие решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля по акту — 10 дней (п.1 ст. 101 НК РФ).
Проведение инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля — 1 мес. (п.6, 6.1. ст. 101 НК РФ).
Подготовка инспекцией Дополнений к акту по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля — 15 дней (п.6.1. ст. 101 НК РФ).
Вручение обществу Дополнений к акту налоговой проверки — 5 дней (п.6.1. ст. 101 НК РФ).
Представление в инспекцию возражений на Дополнения к акту — 15 дней (п.6.2. ст.101 НК РФ).
Вынесение инспекцией решения о привлечении к налоговой ответственности — 10 дней (п.1 ст. 101 НК РФ). Фактически может растянуться на месяцы, а в нашей практике бывало, что и на годы.
Цель проверки — пополнить бюджет страны за счёт вашей компании или лично ваш.
Выездная проверка позволяет налоговой собрать огромное количество информации о работе компании, её сделках, контрагентах и финансах. Это делается только с целью доначислить налоги и взыскать их. С самой компании, аффилированных лиц или в порядке привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности — не так важно.
Проверка охватывает 3 года формально. А предшествует проверке предпроверочный анализ, в рамках которого налоговая уже получила много информации о компании и понимает, в какую сторону «копать».
Инспекция получает информацию о компании из её документов, документов её контрагентов, от допрошенных сотрудниках (директора, топ-менеджеров и других), из документов и изъятой техники (электронных носителей).
По закону проверка может длиться полгода, по факту же она может растянуться на пару лет и больше. Особенно учитывая, что инспекция может «зависнуть» с вынесением решения на месяцы.
Без опытного адвоката, который специализируется на налоговой безопасности бизнеса, налогоплательщику придётся очень туго. В этой статье мы не рассказали о многих трюках, которые применяет инспекция (подмена эксперта специалистом, допросы «непрофильных» сотрудников, чтобы они сказали, что не знают спорных контрагентов и т.д.). Разумные директора понимают, что если пришло решение о назначении выездной, то дело плохо. И надо звонить налоговому адвокату.
Отвечает ли генеральный директор своим личным имуществом по долгам компании? Подробный ответ, актуальный на 2023 год
Как «отбить» доначисления? Самый полный в Рунете список аргументов против инспекции. Первая часть
Предпроверочный анализ — ФНС уже знает о вас всё
В интернет попал секретный Регламент инспекции: теперь понятно, как она «назначает» выгодоприобретателей схем по уходу от налогов
Срок исполнения решения о взыскании налогов в 2023 году: с какого момента он отсчитывается?
Инспекция веерно рассылает директорам вызовы на комиссии. От этого никто не застрахован. Что делать, если вам пришёл такой вызов?