Перейдите по ссылке и отправьте платеж.

В качестве карты получателя укажите:  ХХХХ
СТРАНИЦА ОПЛАТЫ ×

«Бумажный» НДС — риски перевешивают выгоды?

Уголовное преследование  -  Налоговые проверки  -  Подготовка к допросу  -  Оптимизация налогов

06.11.2018

Закажите  БЕСПЛАТНУЮ  консультацию  адвоката прямо сейчас!

В предыдущей статье мы писали об одном из вариантов схемы «бумажный» НДС. В этой статье мы предлагаем вам посмотреть на ситуацию шире и ответить для себя на вопрос — чем может обернуться покупка «бумажного» НДС?

Бумажный НДС — это получение у контрагента-технички документов, которые идут компании в затраты по налогу на прибыль и в вычеты по НДС. При этом деньги в адрес технички не переводятся. То есть ни товара, ни услуги, ни денег на самом деле нет, поэтому схема и называется «бумажный НДС». Есть только документы, которые дают налогоплательщику возможность уменьшить НДС и налог на прибыль.

Для видимости реальности сделки контрагент отражает операцию в книге продаж и сдает налоговую декларацию, в которой отражает реализацию в адрес компании. Налогоплательщик также отражает операцию у себя в книге покупок и в налоговой декларации. Система АСК НДС-2 синхронизирует «исходящие» и «входящие» счета-фактуры. Это бухгалтерские моменты.

Сколько стоит эта услуга? На момент написания этой статьи — 1,5-4%. Все зависит от суммы и периода, за который подается декларация. Бывает, что налогоплательщику требуется уточнить налоговые обязательства за предыдущий период, тогда контрагент подает уточненную декларацию за уже прошедший налоговый период. При фиктивной сделке на 10 млн налогоплательщик оплачивает от 150 до 400 тыс руб. Оплата происходит, как правило, после того, как декларация контрагента сдана и принята инспекцией.

Эта схема не решает вопрос с наличностью. Она позволяет:

  • принять к вычету входящий НДС, по операциям которых на самом деле не было;
  • увеличить затраты на сумму сделки, чтобы уменьшить налог на прибыль организаций.

Итак, сделка проведена, налоговая в текущем периоде ничего не заподозрила, налогоплательщик принял к вычету НДС. Что дальше? Скорее всего, ничего хорошего, потому что у этой схемы есть ряд изъянов, которые могут проявить себя в дальнейшем.

Слабые стороны покупки «бумажного» НДС

Техничка — это техничка со всеми её слабыми сторонами. Директор-номинал, техники и персонала нет, затрат на коммунальные услуги, канцелярию и подобное тоже нет, адрес регистрации массовый, товар, который был продан налогоплательщику контрагентом согласно банковской выписке, не закупался… Директора можно вызвать на допрос, где он, скорее всего, будет признан номиналом. Всё, схема выявлена.

Если налогоплательщик «покупал» у технички товары, то где они? Получаются виртуальные остатки. Кстати, осмотр в рамках камеральной проверки сегодня приобретает массовый характер. У налогоплательщика товаров нет. Если оказывались услуги, то у технички нет возможности оказать их.

Тут статья 54.1 НК РФ и сыграет с налогоплательщиком злую шутку. Напомним, что обязательным признаком добросовестности является исполнение договорных обязательств стороной по договору или иным лицом, которому обязательство по сделке передано по договору или закону (п. 2 ст. 54.1. НК РФ). То есть обязательство по договору должен исполнить контрагент лично или передать исполнение по субдоговору. Но в этом случае также требуется доказать что субисполнитель фактически (реально) выполнил обязательства перед заказчиком.

К тому же, скорее всего, техничка используется не только для «бумажного» НДС, но и для обнала. Система АСК НДС-2 «видит», что деньги через техничку транзитом уходят по цепочке и обналичиваются. А это значит, что у компании, которая покупает документы, проблема с контрагентом первого звена.

Представим ситуацию — а если на допрос в налоговую пришёл отлично подготовленный номинальный директор, ответил на все вопросы, и у инспекторов нет формального повода объявить его номиналом? Или директора просто не нашли, чтобы вызвать на допрос?

В такой ситуации инспекция (если понимает, что компания техническая) или не принимает налоговую декларацию у технички или, уже приняв, аннулирует её. В обоих случаях между техничкой и налогоплательщиком, покупающим у неё «бумажный» НДС, появляется разрыв. После этого вызывается директор налогоплательщика, и инспектор ему говорит «ваш контрагент не отчитался или у него аннулирована декларация, поэтому вы должны восстановить вычеты по НДС по этому контрагенту».

То есть инспекция, видя техничку через систему АСК НДС-2, искусственно создаёт в ней проблему (не принимая или аннулировав декларацию), чтобы понудить налогоплательщика, купившего «бумажный» НДС, скорректировать налоговые обязательства — исключить «входящий» НДС по спорному контрагенту и доплатить его в бюджет.

При этом, на практике, к затратам по данному контрагенту у налоговой инспекции не возникает. В нашей практике, корректировке (доплате) подлежит только НДС.

При покупке «бумажного» НДС отсутствует оплата на расчетный счет контрагента-технической компании за товар (услугу). Налогоплательщик по бухгалтерским документам должен техничке деньги за товар или услугу, но он не платит, и это очень странно. Инспекция однозначно обратит внимание на отсутствие оплаты. Для ФНС это признак фиктивности сделки.

Конечно, в договоре можно предусмотреть отсрочку платежа, но это тоже вызовет подозрения со стороны проверяющих.

Как компании на практике пытаются решить проблему с отсутствием оплаты? Часто задолженность от контрагента передается по договору цессии в адрес третьего лица подконтрольного налогоплательщику. Или можно создать взаимную задолженность и тогда взаимные обязательства можно прекратить зачётом. Также иногда случаются и безденежные оплаты, например векселями и т.д., вариантом много, но в любом случае это вызывает излишнее внимание проверяющих.

Как «бумажный» НДС аукается на практике

Налогоплательщик покупает «бумажный НДС» у технички. Обе компании сдают декларации, и какое-то время ФНС ничего не подозревает.

Но однажды у инспекции появляется информация о том ,что учредитель или директор технической компании отказывается от своего участия в создании/деятельности компании.

Например, на допросе в полиции учредитель может сообщить, что «меня попросили подписать какие-то бумаги, я подписал, получил за это вознаграждение. Затем ездили в банк. Директора в компании я не знаю, какого-либо контроля за деятельностью организации не осуществляю…».

Инспекция, основываясь на подобных показаниях, вносит сведения о недействительности сведений об учредителе. Из этого автоматически следует вывод, что директор тоже недействительный, ведь приказ о назначении директора, трудовой договор между учредителем и директором тоже юридически недействителен, ведь учредитель-то номинал.

Соответственно, подписание любых документов от имени директора, выставление счетов-фактур тоже недействительно. Происходит «цепная реакция» — масса документов становятся юридически ничтожными.

Отсюда вывод, что сделки с контрагентом, от которого отказался учредитель или директор, «сыпятся».

И зачастую такая информация о недействительности директора или учредителя всплывает уже за проверенные инспекцией периоды. Однако инспекция направляет в адрес налогоплательщика требование о предоставлении документов «вне рамок налогового контроля», по которой запрашивает документы, информацию и пояснения по конкретному (проблемному) контрагенту (сделке).

Перед налогоплательщиком встаёт вопрос — что делать?

Вариант первый (взят из судебной практики). Некоторые налогоплательщики отстаивают добросовестность взаимоотношений и реальность сделки тем, что представляют в ФНС и суд документы по сделке, документы, подтверждающие должную коммерческую осмотрительность (как был найден контрагент, почему именно этот контрагент был выбран в качестве поставщика, поясняют, как происходила сделка, дают информацию о контактных лицах и способах коммуникации, в т.ч. телефонах, электронной переписке, результатах тендерной процедуры, повлиявшей на выбор поставщика, предоставляют заверения от контрагента о наличии у него материально-технических, финансовых и кадровых возможностей выполнить обязательства по сделке и т.д.), у контрагента запрашивают доказательства подачи декларации, письма в налоговый орган с просьбой о принятии декларации (если её аннулировали или по формальным причинам не принимают). В случае «отказных» показаний учредителя или директора получают «опровергающее» письмо, в котором должностное лицо контрагента заявляет, что его отказ от управления/деятельности компании недействителен, и эти показания он дал под воздействием психологического давления на допросе. Вероятнее всего, такая позиция налогоплательщика будет критично воспринята налоговым органом и судом.

Вариант второй. Налогоплательщики подают уточненную налоговую декларацию по НДС и заменяют вычеты по «проблемному» контрагенту на отложенные и не использованные вычеты по НДС по операциям с другими контрагентами, к добросовестности которых у инспекции нет сомнений. Это законное право, предусмотренное главой 21 НК РФ.

Вариант третий. Чтобы не привлекать излишнее внимание и не навлечь тематическую или комплексную выездную налоговую проверку убрать входящий НДС по проблемному контрагенту и доплатить сумму НДС в бюджет.

Вывод

Покупка «бумажного» НДС — достаточно рискованная схема. Инспекция умеет её вычислять по обычным признакам техничности контрагента (нет возможности оказать услугу/поставить товар, нет персонала, директор признался, что он номинал и т.д.).

Оспаривая конкретную сделку с налогоплательщиком, инспекция в качестве дополнительного доказательства будет ссылаться на то, что деньги за эту сделку по расчётному счёту компаний не прошли. Это еще одно из оснований для признания сделки притворной.

Если сделки прошла в конкретном квартале, то есть риск, что в последующем декларация технички не будет принята или будет аннулирована. Или же сама техничка уберёт из книги продаж и налоговой декларации сделку.

Главный вывод: лучше не пользоваться покупкой «бумажного НДС», а также другими незаконными схемами. Правильная оптимизация — это комплекс из разумных и безопасных методик ведения бизнеса, законность которых признают не только суд, НК РФ, но и сам налоговый орган.

Понравилась статья?
Не забудьте поделиться.

Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений

+7 (499)283-80-20 +7 (499)375-05-12

Напишите нам письмо

Спасибо за обращение, ваша заявка отправлена!
Oops! Something went wrong while submitting the form
+7(499) 283-80-20 +7(499) 375-05-12
( Viber, WhatsApp )
nalogadvocat@gmail.com
Москва, м. Третьяковская
Большая Ордынка, 29 стр. 1
nalogadvocat Контакты

Получить консультацию адвоката

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Политика конфиденциальности

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
— автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
— блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
— информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
— обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
— обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
— оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
— персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
— предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
— распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
— трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
— уничтожение персональных данных — действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
— законности и справедливой основы;
— ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
— недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
— недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
— обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
— соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
— недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
— обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
— уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
— обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
— обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
— обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
— осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);
— осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
— субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
— персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
— обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
— обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
— обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность — биометрические персональные данные — могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»  при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);
— обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
— обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
— наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
— исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
— назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
— ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
— ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
— организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
— определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
— разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
— использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
— проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
— разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
— регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
— использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
— применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
— организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
Закрыть окно