Перейдите по ссылке и отправьте платеж.

В качестве карты получателя укажите:  ХХХХ
СТРАНИЦА ОПЛАТЫ ×

Нюансы подготовки свидетеля к допросу в налоговой

Уголовное преследование  -  Налоговые проверки  -  Подготовка к допросу  -  Оптимизация налогов

16.10.2018

Закажите  БЕСПЛАТНУЮ  консультацию  адвоката прямо сейчас!

99% выездных проверок сопровождаются допросами свидетелей. Почти все судебные решения о доначислениях десятков миллионов рублей отчасти опираются на информацию, полученную во время допросов. О чём это говорит дальновидному бизнесмену?

Как минимум, о двух вещах:

  1. Допросы — это важно, и нельзя пускать это мероприятие на самотёк. Нужно готовиться к допросу самому и готовить к ним своих сотрудников (а иногда и сотрудников контрагентов);
  2. Нужно использовать допрос, чтобы доказать — ваша компания работает честно, никаких налоговых нарушений она не совершала.

Вы прекрасно знаете, что цель налоговой инспекции — доначислить вашей компании налоги. Кстати, среднее доначисление за январь — июнь 2018 года по Москве составляет 56 млн руб с одной компании.

Поэтому не следует надеяться, что инспекция будет устанавливать истину: ФНС работает с позиции обвинения. Из этого следует, что вопросы будут строиться так, чтобы свидетель запутался и в конце концов не смог четко ответить на вопрос. А нечёткий ответ — маркер того, что ваша компания создала фиктивный документооборот с контрагентами, незаконно принимает к вычету НДС и неправомерно уменьшает налог на прибыль.

Несколько примеров, как инспекторы хитрят во время допросов

Иногда инспекция создаёт видимость того, что свидетель не смог подтвердить тот или иной факт, хотя этого факта и не существовало вовсе.

Например, в деле Новочеркасского завода механических изделий инспекция допрашивала свидетелей и представила протокол в суд, который в решении указал: «свидетель опроверг факт отгрузок на склад готовой продукции автомобилями марки МАН гос.№ М514 ХК 61 и Рено Мидлум гос.№ М140ХК61». Но суд второй инстанции указал, что «вопросы в протоколе сформулированы некорректно, так как данными марками автомобилей не происходила отгрузка на склад готовой продукции, а осуществлялась отгрузка ТМЦ, используемого в производстве».

Иными словами, инспекция попыталась доказать нереальность операции, обвинив компанию в том, что свидетель опроверг факт. Но этого факта не было в реальности. Суд указал, что опровержение несуществующего факта никак не доказывает нереальность других операций, про которые инспекция вопросов не задавала.

Из того же дела следует, что инспекторы на допросе спрашивали специалиста отдела технического контроля о производственных мощностях. Но суд решил, что эти вопросы были некорректны, учитывая, что этот сотрудник имеет узкую специализацию и это не входит в его компетенцию.

Есть варианты и попроще. Например, свидетель даёт подробную информацию о контрагенте, из которой следует, что контрагент реальный. Инспектор может заявить «перед вами я допрашивал ещё троих, и они сказали, что налогоплательщик сам выполнял работы. А вы тут пытаетесь обелить своего начальника и даёте ложные показания».

Неуверенный в себе свидетель может на это повестись и решить, что «ну раз несколько человек до меня так сказали, то и я скажу то же, что и они».

Но свидетель не связан показаниями других свидетелей.

Это лишь три из множества примеров, которые показывает, что налоговая готова несколько исказить факты, чтобы «вывернуть» ситуацию в свою пользу.

Как готовить своих сотрудников к допросу в налоговой?

Итак, инспекция прислала повестки на допрос нескольким сотрудникам вашей компании. Что дальше?

Вы должны иметь в виду, что сотрудники имеют право не давать показания, сославшись на ст. 51 Конституции. Но смысл пользоваться этим правом есть не всегда. Когда он есть?

С помощью кадровой службы или службы безопасности надо изучить личные дела сотрудников, которых вызвали на допрос и выяснить для себя:

  • кто из сотрудников болтлив и склонен давать многословные ответ на заданный ему вопрос?
  • Кто из сотрудников может высказать инспектору собственное (совершенно ненужное) суждение по тому или иному вопросу?
  • Кого из сотрудников инспектор сможет «разговорить», подкупив добрым и участливым отношением (налоговые инспекторы, как и сотрудники правоохранительных органов, умеют включать режим «добрый полицейский» и располагать к себе свидетеля, чтобы он наговорил как можно больше)?

Тем сотрудникам, которые попадают под описанное выше, лучше отказаться свидетельствовать на допросе по ст. 51 Конституции. Чтобы не сболтнули лишнего.

Итак, вы определили, кому из сотрудников лучше молчать. Что делать с остальными?

Нельзя проводить общие инструктажи, как вести себя на допросе. Может получиться крайне неловкая ситуация.

Например, на складе компании произошёл пожар, и судебный эксперт установил, что был поджог. На следующий день директор провёл общее собрание работников и попросил не упоминать при сотрудниках налоговой и страховщиках, что:

 

  • в день пожара на склад привезли новые огнетушители;
  • незадолго до пожара замки на складских воротах заменили;
  • грузовик, который обычно загоняли на склад, в ночь пожара загонять на склад не стали. Какое совпадение;
  • все товары, которые хранились на складе, за две недели до пожара распродали.

 

Один из сотрудников разболтал в инспекции об этом инструктаже. Комментарии, сами видите, излишни.

Вопросы, которые задают инспекторы, можно разделить на три категории:

  • общие. Например, какую должность вы занимаете в компании и т.д.
  • специальные. Эти вопросы инспектор задаёт, исходя из компетенции свидетеля.

Здесь, кстати, тоже кроется подвох. Инспектор может задавать вопрос, на который свидетель не может ответить в силу компетенции. Например, бухгалтер или прораб не занимаются поиском клиентов. Если на вопрос о том, как был найден тот иной клиент, бухгалтер ответит «не знаю», то это будет на руку инспекции. В таком случае надо настаивать, чтобы в протоколе было отражено, что бухгалтер не занимается поиском клиентов, а значит, неготовность бухгалтера ответить на вопрос не должна восприниматься как показатель нереальности контрагента;

  • углублённые. Если свидетель утверждает, что лично общался с директором контрагента, то инспектор может попросить описать внешность директора или даже опознать его по фотографии.

Свидетелей нужно готовить к допросу индивидуально, учитывая их должность, обязанности и выполняемую ими работу.

Ответы свидетелей должны создавать целостную и непротиворечивую картину. Нужно изучить список вопросов, которые инспекция задаёт генеральному директору, бухгалтеру, кладовщику, менеджеру по привлечению клиентов и т.д. и подготовить чёткие и убедительные ответы на эти вопросы. Однако этого мало, ведь инспектор всегда может задать уточняющий вопрос, которого нет в списке.

Кроме того, желательно отвечать так, чтобы инспектор не мог задать дополнительные вопросы. Например, инспекция подозревает, что работы на объекте велись сотрудниками самой компании, а контрагент привлекался только на бумаге; по версии компании работы выполнялись совместно. Инспектор спрашивает у строителя, работали ли на стройке сотрудники контрагента? Разумным будет такой ответ:

«Я видел на стройке незнакомых мне работников [то есть на объекте присутствовали не только сотрудники налогоплательщика], но не разговаривал с ними [отсекает уточняющие вопросы]. Я контактировал только со своим непосредственным начальником».

Лучше будет провести «тестовый допрос» — смоделировать допрос на примере реального контрагента. Это занимает время, но на кону могут быть десятки миллионов рублей. Только необходимо проследить, чтобы сотрудник не сболтнул инспектору об этом тренинге.

Выводы

Инспекция заинтересована в получении отрицательной информации от свидетелей. В связи с этим, на допросе налоговый инспектор вам не будет помогать. Скорее наоборот.

Налоговые инспекторы могут использовать различные хитрости, например, задавать вопросы сотруднику, который заведомо не может ответить на них в силу своей компетенции. Отрицательные ответы типа «не знаю», «не видел», будут истолкованы как нереальность операций с контрагентом.

Нужно активно готовить свидетелей, а не надеяться на авось. Важных свидетелей нужно подготавливать индивидуально, учитывая их роль в деятельности компании.

Будет лучше, если ответы свидетелей не позволят инспектору задать дополнительные вопросы.

Понравилась статья?
Не забудьте поделиться.

Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений

+7 (499)283-80-20 +7 (499)375-05-12

Напишите нам письмо

Спасибо за обращение, ваша заявка отправлена!
Oops! Something went wrong while submitting the form
+7(499) 283-80-20 +7(499) 375-05-12
( Viber, WhatsApp )
nalogadvocat@gmail.com
Москва, м. Третьяковская
Большая Ордынка, 29 стр. 1
nalogadvocat Контакты

Получить консультацию адвоката

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Политика конфиденциальности

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
— автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
— блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
— информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
— обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
— обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
— оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
— персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
— предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
— распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
— трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
— уничтожение персональных данных — действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
— законности и справедливой основы;
— ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
— недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
— недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
— обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
— соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
— недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
— обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
— уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
— обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
— обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
— обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
— осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);
— осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
— субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
— персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
— обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
— обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
— обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность — биометрические персональные данные — могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»  при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);
— обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
— обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
— наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
— исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
— назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
— ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
— ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
— организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
— определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
— разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
— использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
— проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
— разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
— регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
— использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
— применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
— организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
Закрыть окно